Форум » ИМИДЖ-room (Image - Room) » Все о истории хг » Ответить

Все о истории хг

танька: История художественной гимнастики Родилась художественная гимнастика в 1934 году, когда при Институте физической культуры имени П.Ф. Лесгафта была открыта Высшая школа художественного движения и основной предмет специальной подготовки студентов был назван художественной гимнастикой. Первый выпуск специалистов по художественной гимнастике с высшим образованием состоялся в Ленинграде в 1938 году. Ю. Шишкарева, Т. Варакина, А. Башнина, Л. Кудряшова, Т. Маркова, С. Нечаева и др. стали через некоторое время гордостью отечественной школы, её самой активной силой, её "генеральным штабом". Первые соревнования по художественной гимнастике, подготовленные силами преподавателей и студентов Института физической культуры имени П.Ф. Лесгафта, состоялись в марте 1939 года в Ленинграде. В них участвовали студентки института и представители спортивных обществ "Буревестник", "Пламя", "Каучук", "Строитель". Первая разрядная классификация и нормативы по художественной гимнастике были разработаны преподавателями и выпускниками Института физической культуры Р.А. Варшавской, А. Ларионовой, Ю. Шишкаревой, Т. Варакиной, Л. Кудряшовой, Т. Марковой и др. в 1941 году. Первой победительницей официального турнира по художественной гимнастике по высшему в то время 1 разряду стала старший преподаватель Института физической культуры имени П.Ф. Лесгафта Ю. Шишкарева. В декабре 1945 года решением Всесоюзной конференции по гимнастике в Москве художественная гимнастика, разработанная ленинградскими специалистами, была признана единой для всей страны, что было подтверждено приказом № 595 Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта от 22 октября 1946 года. Первая диссертация по художественной гимнастике была защищена в Ленинграде Р. А. Варшавской на тему "Художественное движение как часть эстетического и физического воспитания" в 1946 году. В 1947 году состоялись первые всесоюзные командные соревнования - I Всесоюзный конкурс по художественной гимнастике в Таллинне. В том же году Всесоюзным комитетом была утверждена первая типовая учебная программа для коллективов физкультуры, разработанная "генеральным штабом" ленинградских специалистов. Первой победительницей всесоюзных соревнований по художественной гимнастике в 1948 году в Тбилиси стала выпускница Института имени П.Ф. Лесгафта Ариадна Башнина (тренер Е.Н. Горлова). Участвовали в конкурсе 130 гимнасток из 8 команд: России, Украины, Азербайджана, Латвии, Эстонии, Грузии, Москвы и Ленинграда. Первой официальной чемпионкой СССР в декабре 1949 года в Киеве стала Любовь Денисова (тренер Ю. Шишкарева). Чемпионками СССР были также ленинградки Валентина Сивохина (тренер Ю. Шишкарева), Зинаида Третьякова (тренер А. Башнина), Дина Кабакова (тренер Т. Варакина) и Римма Постнова (тренер Е.Н. Горлова). Первое методическое пособие для преподавателей художественной гимнастики в ДЮСШ и школьных секциях было подготовлено Ю.Н. Шишкаревой и издано в 1950 году, второе - в 1954 году, написано Ю.Н. Шишкаревой в соавторстве с Р. Варшавской, Е. Горловой, 3. Вербовой, Т. Варакиной, А. Ларионовой и Л. Кудряшовой. Три первые всесоюзные классификационные программы по художественной гимнастике (1950, 1954, 1960 гг.) с подробной записью, рисунками обязательных комбинаций с нотами музыкального аккомпанемента для гимнасток всех разрядов были подготовлены также, в основном, ленинградскими специалистами, их "генеральным штабом". Они же подготовили первые правила соревнований 1950, 1951, 1954, 1955 гг. Первые учебные пособия для институтов физической культуры были изданы в 1965 и 1973 г. г. коллективом ленинградских специалистов под общей редакцией Л.П. Орловой. Первые международные матчевые встречи были проведены Ленинградом с командами Финляндии и Швеции в 1947 году, более регулярными они стали с 1955 года с командами Бельгии, Югославии, ФРГ, Франции, Чехословакии и Болгарии. В 1957 году на III Всемирном конгрессе по вопросам физического воспитания девушек и женщин в Лондоне Ю.Н. Шишкарева познакомила международную общественность с художественной гимнастикой. В 1958 году на конгрессе Международной федерации гимнастики (ФИЖ) в Москве был продемонстрирован показательный урок и выступления лучших художественных гимнасток страны. В 1959 году президент женского технического комитета ФИЖ Берта Вилланше посетила чемпионат СССР в Москве и побывала на учебных занятиях в ряде секций. В 1961 году на Гимнастраде в Штудгарте была проведена демонстрация художественной гимнастики всем национальным федерациям. В.Г. Батаен, М.В. Лисициан, Т.Т. Варакина подготовили к этому доклад и показательные выступления сильнейших гимнасток СССР. Результатом стало решение провести первые официальные соревнования по художественной гимнастике под эгидой ФИЖ в 1963 году в Будапеште по правилам, принятым в СССР, но только по произвольной программе. Первые официальные международные соревнования по художественной гимнастике, как и планировалось, состоялись 6 декабря 1963 года в Будапеште и назывались Кубком Европы. Однако при подведении итогов техкомом ФИЖ было обнаружено, что среди участниц были гимнастки не только из Европы, поэтому было решено считать эти соревнования I чемпионатом мира, а его победительницу - москвичку Людмилу Савинкову - первой чемпионкой мира по художественной гимнастике. С 1963 по 1991 год чемпионаты мира по художественной гимнастике проводились раз в два года по нечетным годам, а по четным годам, начиная с 1978 года по 1992 год, проводились чемпионаты Европы. Первой чемпионкой Европы стала омская гимнастка Галима Шугурова. С 1992 года чемпионаты мира и Европы стали проводиться ежегодно. К сожалению, ленинградские гимнастки не имеют высоких международных достижений в личном первенстве. "Коньком" ленинградских гимнасток стал другой раздел художественной гимнастики - соревнования по групповым упражнениям. В 1967 году в мировой художественной гимнастике появился принципиально новый командный вид - соревнования по групповым упражнениям. Первый чемпионат мира по групповым упражнениям состоялся в 1967 году в Копенгагене. Первой чемпионкой мира в групповых упражнениях в составе команды из 6 человек стала ленинградка, заслуженный мастер спорта Мария Кучинская. В 1973 году в Роттердаме аналогичный успех выпал на долю ленинградки Натальи Лащинской. В 1981 году серебряные награды в чемпионате мира в групповых упражнениях в Мюнхене была удостоена Татьяна Сац. В 1989 году на Чемпионате Европы среди юных гимнасток ленинградка Наталья Викторова стала серебряным призером. Интересно отметить, что все вышеназванные гимнастки были студентками Академии имени П.Ф. Лесгафта. А в 1993 году чемпионкой мира в групповых упражнениях стала также запасная команды России петербурженка Юлия Иванова. Поворотным для художественной гимнастики стал 1980 год. На Конгрессе МОК после завершения XXII Олимпийских игр в Москве было принято долгожданное решение о включении художественной гимнастики в программу Олимпийских игр. Огромная заслуга в принятии этого решения принадлежит Президенту Международной Федерации гимнастики (ФИЖ) Юрию Евлампиевичу Титову. В 1984 году, через 50 лет после рождения, художественная гимнастика впервые была представлена в программе XXIII Олимпийских игр в Лос-Анжелесе (США). Но дебют был неудачен, так как не выступали ведущие спортсменки - гимнастки социалистических стран. Первой Олимпийской чемпионкой стала весьма посредственная гимнастка из Канады Лори Фанг. Настоящий дебют художественной гимнастики в программе Олимпийских игр состоялся в 1988 году на XXIV Олимпийских играх в Сеуле (Южная Корея). Олимпийской чемпионкой стала минчанка Марина Лобач. В 1992 году в Барселоне (Испания) на XXV Олимпийских играх чемпионкой стала киевлянка Александра Тимошенко. Но окончательная точка в прохождении художественной гимнастики на олимпийский помост была поставлена в 1996 году в Атланте, когда художественная гимнастика была представлена полностью двумя разделами: соревнованиями в индивидуальных и групповых упражнениях. И вновь заслуга в этом принадлежит разумной, дипломатичной политике Юрия Титова, и в какой-то мере, достижениям соотечественниц Президента МОК Хуана Антонио Самаранча - испанским гимнасткам. Чемпионками XXVI в Атланте стали крымчанка Екатерина Серебрянская и гимнастки Испании.

Ответов - 5

танька: http://www.abcsport.ru/news/136.php

Victor: Независимая спортивная газета,№37 от 20.09.05 Эмма Овсянникова: балерина художественной гимнастики Назвать Эмму Овсянникову основоположницей ставропольской художественной гимнастики было бы неправильно, поскольку в свое время она сама занималась под руководством других опытных тренеров. Однако все самые крупные успехи ставропольских представительниц самого женственного вида спорта прямо или косвенно связаны именно с ее именем. Из балета - в спорт Эмма Николаевна никогда не думала, что станет спортсменкой. - В детстве я мечтала стать балериной. Видела себя на сцене, в белых пуантах. Танцевать ходила в Дом художественного воспитания детей. Когда чему-то там научилась, выступала в соседних дворах. Наши концерты собирали довольно много зрителей, и мне это нравилось. - Что же произошло, что вы решили переключиться на спорт? - Меня пригласили в секцию спортивной гимнастики. Мы жили на проспекте Карла Маркса, а недалеко от нас был гимнастический зал - к сожалению, этого здания больше не существует. Туда ходили заниматься все дети из округи. Занятия у нас вели супруги Мухай - Иван Васильевич и Мария Васильевна. Их мать была очень хорошей пианисткой, весьма интеллигентной женщиной. Она дала нам первоначальное музыкальное образование, мы разучивали песни под ее руководством. Это было классе в седьмом или восьмом. - Никогда не жалели о том, что оставили балет? - Что об этом говорить?! Я вообще ни о чем в жизни не жалею. Когда закончила с медалью школу, встал вопрос о дальнейшем образовании. Мама мои гимнастические увлечения отвергла, сказала, что спортом заниматься несерьезно. И я поступила в ставропольский педагогический институт, на отделение математики и черчения физмата. Учиться, учиться и еще раз учиться... - В институте я пошла в секцию спортивной гимнастики, но однажды очень неудачно упала с колец и получила травму локтя. После этого мне порекомендовали заняться художественной гимнастикой. И я перебралась в секцию, которую вела Валентина Алексеевна Полякова. Однако жизнь не стояла на месте - на третьем курсе вышла замуж за Ваню (в конце 50-х - начале 60-х Иван Овсянников занимался акробатикой в одной группе со знаменитым ныне на весь мир тренером Василием Скакуном, - прим. В.Х.), а на четвертом у нас родился сын Михаил. - Тут уж, полагаю, не до гимнастики было… - Как сказать… Из-за того, что у меня был маленький ребенок, ходить на общие тренировки действительно не получалось. И я в шесть утра вместе с Ваней стала посещать занятия основоположника ставропольской прыжковой акробатики Михаила Владимировича Страхова. Он был первым заслуженным тренером в этом виде спорта в Советском Союзе, подготовил нашего первого чемпиона мира в прыжках на акробатической дорожке - своего брата Юрия. Страхов оказал на меня большое влияние. Это был настоящий фанатик своего дела, творческий человек. Занятия под его руководством мне потом очень даже пригодились. - А тренировки у Поляковой? - Валентина Алексеевна - настоящий профессионал своего дела, человек старой закалки: принципиальная, доброжелательная, отзывчивая. Она всегда учила своих учениц дружбе. У нее безупречный вкус, к которому всегда следовало прислушиваться. На ней очень долго держалась вся ставропольская художественная гимнастика. Я раньше даже не представляла, что смогу работать без нее. Полякова, кстати, тренировала до 73 лет - дольше, к сожалению, не позволило здоровье. Она очень далеко живет, и добираться в зал ей нужно с несколькими пересадками. А у Валентины Алексеевны старые травмы, болячки, проблемы с ногами. Но душой она по-прежнему молодая. Первая ласточка - Эмма Николаевна, чего вы добились в спорте? - Первые соревнования я выиграла в 1958 году - это было первенство Центрального совета «Буревестник». К активным выступлениям вернулась после рождения сына, когда Мише был годик. На последнем курсе выполнила мастерский норматив, став первым мастером спорта по художественной гимнастике в Ставропольском крае. И вскоре получила приглашение в сборную РСФСР. - Кто тогда работал в сборной? - Нас тренировали Нина Николаевна Силаева - она родом из Грозного, но в последнее время живет в Зеленокумске, Елизавета Александровна Облыгина из Свердловска и Мария Вартановна Лисициан - сестра известного певца Павла Лисициана. Очень большую роль сыграл также заслуженный артист РСФСР Виктор Иванович Сергеев, артист Куйбышевского театра оперы и балета. Он был тренером сборной по хореографической подготовке, много сделал для привития музыкальной культуры, что в дальнейшем нам очень помогло. Мастер на все руки - После окончания пединститута я не могла найти работу по специальности «учитель математики». Но, к счастью, удалось устроиться на тренерскую работу. Меня взяли в Дом физкультуры, где была секция художественной гимнастики. На работу устраивала Анна Александровна Пехова, она была тогда там администратором, а ныне до сих пор трудится в крайспорткомитете. С тех пор мы с ней дружим. Потом я взяла еще полставки в краевом обществе «Буревестник», которым руководил тогда Николай Николаевич Нельговский. Тренировать приходилось где придется - в пединституте, спортивной школе гороно… Параллельно преподавала физику, черчение и астрономию в средней школе № 7 Ставрополя. К тому же, я еще сама продолжала выступать. Так что приходилось разрываться. Я несколько лет входила в сборную РСФСР и сборную Центрального Совета «Буревестник». А выступала на соревнованиях до 29 лет. Но, когда ученицы начали меня обходить, поняла - пора уходить... - Что такое тренировочный зал в 50-60-х годах? - Мы занимались в зале Дома физкультуры, где в то время размещалась ДЮСШ гороно. Там одновременно с нами занимались баскетболисты, легкоатлеты и представители спортивной гимнастики. Зал был разгорожен ширмочками, но к нам нет-нет да залетали мячи. Никто на это, впрочем, не обращал внимания. Я до сих пор благодарна директору школы Юрию Иванову и завучу Виктору Семику за ту чуткость и доброту, которую они проявили. Позже - году в 80-м - мы отпочковались от «Буревестника». Так образовалась ДЮСШ по художественной гимнастике, которую вскоре возглавила Светлана Андреевна Федунова. Еще через несколько лет она была преобразована в школу олимпийского резерва. Ученики - слава учителя - Вообще, мне с ученицами повезло. Очень хорошие дети попадались - структурные, культурные. Были, конечно, и очень талантливые девочки, которые в силу каких-то причин - из-за сложного характера, ревности и других проблем - бросали художественную гимнастику, так и не раскрыв весь свой потенциал. - А кто шагнул дальше всех? - Первой моей известной воспитанницей стала мастер спорта Татьяна Олешкевич - она пришла тоже из балета, поэтому обладала очень хорошей хореографией. Выполняла движения мягко и в то же время с высокой амплитудой. Вместе с ней занимались Зинаида Панькова, Ольга Епифанова, Лидия Евстафьева. Затем было множество других прекрасных девочек. - Нельзя ли немного подробнее? - Наташа Крашенинникова. Она прожила трудную жизнь в спорте, но была всегда опорой для тренеров. Ей приходилось доказывать, что она не на голову, а на три выше других спортсменок. Громадное трудолюбие позволило стать ей первым на Ставрополье мастером спорта международного класса по художественной гимнастике. Наталья была чемпионкой Европы и мира. Ира Кириенко - яркая, самобытная гимнастка, становившаяся победительницей Кубка Интервидения и многих других соревнований. Жанна Подшивалина (ныне Вирясова) была одной из самых одаренных моих учениц. Несмотря на слабое зрение, она очень высоко подбрасывала снаряды, рисковала, но риск был оправданным. Света Лысенко - отличница во всем: входила в сборную РСФСР, была чемпионкой СССР. Татьяна Титова приехала в Ставрополь из Ачинска - уникальная, неподражаемая спортсменка (Титова была женой мастера спорта международного класса по прыжкам в воду, участника Олимпийских игр-88 в Сеуле Валерия Гончарова, ушедшего из жизни два года назад, - прим. В.Х.). Лариса Савченкова могла бы добиться большего, если бы ее кисловодский тренер Шафрова передала гимнастку в Ставрополь раньше. В какой-то мере это относится и к Ирине Токбаевой из Пятигорска. А вот Ольгу Михальскую, наоборот, ее красноярский тренер год уговаривала меня взять. И она, так же, как и перечисленные выше девочки, стала «международницей» - Еще кого-то выделите? - Ольгу Макееву, пожалуй. У этой воспитанницы тренера из Невинномысска Дулькиной были прекрасные линии. Оля была запасной в сборной СССР, заняла как-то третье место на представительном международном турнире на Канарских островах. Но ей, к сожалению, так и не присвоили звания «мастер спорта международного класса»... Гимнастика на голубом экране - Не так давно в Кисловодске в 16-й раз прошел международный турнир по художественной гимнастике на призы Ставропольской государственной телерадиовещательной компании... - Когда мы его организовывали, было очень трудно. Но в последнее время он приобрел второе дыхание... Данные соревнования считаются очень авторитетными в России. Они стали стартовой площадкой для ряда известнейших гимнасток, таких, как Ирина Чащина, наша Ольга Михальская… - Кто из иностранных спортсменок выступал на этих соревнованиях? - Соответствовать международному уровню вообще очень непросто. В Ставрополе и Кисловодске (первый турнир прошел в Кисловодске. Затем много лет проводился в Ставрополе, а два года назад опять вернулся в город-курорт, - прим. В.Х.) в разное время демонстрировали свое мастерство гимнастки из Финляндии, Венгрии, Германии, Грузии, Украины, Белоруссии, Казахстана, Армении... - Помнится, на одном из турниров выступала изящная девушка из Кабо-Верде... - Выступала. А финны, те вообще в 90-х проводили на Ставрополье сборы. Ситуация изменилась после первой чеченской войны - спортсмены из стран дальнего зарубежья с тех пор боятся ехать на Северный Кавказ. Из-за этого несколько лет назад мы не дождались японской команды. К тому же, если раньше могли пригласить иностранную команду и оплатить ее представителям проезд по России, то теперь на это у нас нет средств. Равнение - на Кубань! - Эмма Николаевна, вы ведь еще и судья международной категории. Какие соревнования доводилось обслуживать? - Многие. Это были чемпионаты страны, Европы, различные международные турниры. На этих соревнованиях работали два судьи от Советского Союза - я и легендарная Ирина Дерюгина. Но в конце 90-х в художественной гимнастике произошли большие перемены. Пришла Винер, пришли молодые, полные сил специалисты. Мне пришлось отойти на второй план. - Вы объездили много стран. Какие произвели на вас наибольшее впечатление? - У меня никогда нет времени на знакомство с тем или иным городом. Обычно, кроме зала, я ничего не вижу. - Обычно принципиальный спор - с соседями. Любопытно, какие у вас отношения с коллегами из Краснодарского края? - Очень хорошие. Мы часто спорим на ковре с кубанскими соперницами, но в жизни мы большие друзья... - Каков, на ваш взгляд, уровень кубанской гимнастической школы? - Там подрастает хорошее поколение. Неплохо работают тренеры в разных уголках края. В кубанском спортивном вузе есть отделение художественной гимнастики, выпускники которого едут работать в города и станицы региона. И это здорово! Количество же занимающихся художественной гимнастикой на Кубани гораздо больше, чем на Ставрополье... Вадим Хныгин, Ставрополь http://www.aksport.ru/2005/n0537/0537-level.php?text=s29

танька: http://iandvse.narod.ru/gym.html Гимнастика Гимнастика (от греческого "гимназо" - обучаю, тренирую) - система телесных (физических) упражнений, сложившаяся в Древней Греции за много веков до нашей эры, - служила целям общего всестороннего физического развития и совершенствования. Впрочем, существует и другая, менее убедительная, версия происхождения этого слова от греческого "гимнос" - обнаженный, так как древние занимались телесными упражнениями обнаженными. Гимнастика древних помимо общеразвивающих и военных упражнений, упражнений в верховой езде, плавания, имитационных и ритуальных танцев содержала и упражнения, по которым проводились публичные состязания - бег, прыжки, метания, борьба, кулачный бой, езда на колесницах, включавшиеся в программы Олимпийских игр древности, проводившихся с 776 года до н.э. по 392 год н.э. в течение 1168 лет. После падения Римской империи, в средние века, когда господствовало мракобесие и схоластика, аскетизм, достижения античной культуры и искусства, в том числе и гимнастика, были забыты. С утверждением на рубеже XIV-XV вв. гуманизма - направления общественной мысли, характеризующегося защитой достоинства и свободы личности, ее всестороннего, в том числе и физического, развития борьбой за человечность общественных отношений - начинается обращение к культурному наследию античности. В систему воспитания постепенно внедряется физическое воспитание - гимнастика. Значительную роль в ее возрождении сыграло сочинение итальянского врача Иеронима Меркуриалиса (1530-1606) "Об искусстве гимнастики", взгляды на воспитание французского писателя, автора романа "Гаргантюа и Пантагрюэль" Франсуа Рабле (1494-1553), швейцарского педагога Песталоцци (1746-1827), французского философа-просветителя Жан-Жака Руссо (1712-1778), чешского педагога Яна Амоса Каменского (1592-1670).


танька: Большой зал. Урок гимнастики в I, II и III классах Альбом "Институт Московского дворянства для девиц благородного звания имени Императора Александра III, в память Императрицы Екатерины II". 1911 г. Фото Павлова П.П.

Настя: http://lnx.ukraine-rg.com/russian/history3.htm



полная версия страницы