Форум » ТРЕНИНГ-room (Training - Room) » Книги по хг (продолжение) » Ответить

Книги по хг (продолжение)

танька: Поступила просьба поделиться литературой. Я решила, что кому то может пригодиться, выкладываю сюда. Может у кого то будет возможность, что то еще из литературы выкладывать.

Ответов - 159, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Фигурочка: soldat Срочно ! Помогите пожалуйста! нужна книга Художественная гимнастика Т.С. Лисицкой

soldat: Фигурочка Часть книги есть на сайте http://www.gymstyle.co.il/?q=ru/node/1183

soldat: Из книги: Моторика растущего женского организма


soldat: Я редко бываю тут. Если что пишите сразу в лычку. А если очень срочно К Маринки.

soldat: Я редко бываю тут. Если что пишите сразу в лычку. А если очень срочно К Маринки.

Инга: Книга не по ХГ. Но очень мудрая и думаю будет полезна всем. Там и ответ на многие вопросы и по ХГ. Р.Кныш. Как воспитать олимпийского чемпиона. Отрывок: "ПРИХОДИТ ВРЕМЯ УМНОГО СПОРТА Трудиться лучше хорошо — Сомнений в этом нет: Труд позволяет широко Жить без особых бед. Почет тому, кто занят им! Но настоящий он Лишь там, — где творчеством большим И мыслью наделен! “От массовости — к мастерству!” — очень отсталый и очень дорогой метод тренерской работы. Из физкультурника великого спортсмена сделать невозможно — это уже поняли в некоторых малых странах. Найдя иные пути, они стали выигрывать у стран, которые в сотни раз больше их. Методов этих есть много, как методов иных побед, кроме открытых войн: перевороты, переговоры, блокады, терроризм, подкупы... — которые в тысячи раз дешевле, чем открытые войны армия на армию. Эти методы требуют значительно больше ума, чем безмозглый метод массовости, когда колоннами атакуют амбразуры противника — авось кто-нибудь добежит… …Если раньше тренер мог взять выбившегося из общей массы спортсмена и умел говорить “давай, давай!”, то, полагаясь на “авось”, мог довести его до звания чемпиона мира. Теперь же все изменилось: только тренерские знания решают судьбу спортсмена. Даже если очень талантливый ученик попадает к безграмотному наставнику, то пропадает. Больше соревнуются тренеры, чем спортсмены. Последние все чаще становятся выразителями знаний, мыслей и идей первых. Страны, развивающие массовость, затухают в спорте от его дороговизны, консерватизма и внутреннего сопротивления его развитию именитыми деятелями. Прогрессивные же тренеры вместо групповых занятий проводят индивидуальные, а насколько они полезнее других, издавна доказывается репетиторством — когда дети за год-два изучают иностранный язык, а школе на это не хватает и десяти лет. Основным принципом в подготовке спортсмена становится то, что тренер с самого начала, не доверяя природе, рассчитывает все движения ученика в соответствии с экономными законами физики — такими, как законы о центре тяжести, количестве движения, рычагах и углах падения и отражения. Малейшие отклонения, например постановки ноги от этих точностей, приводят к потере сотых долей секунд или баллов, то есть к поражениям. Чтобы подобного не случалось, тренер должен знать и видеть эти “мелочи”, не позволяя ученику приобретать ложный навык, следить за каждым его шагом, не отвлекаясь ни на минуту к другим ученикам, так как плохой навык приобретается порой за два-три подхода, а исправление его требует многих тысяч беспрестанных указаний и ежедневных возвращений к азам обучения, даже тогда, когда ученик уже достиг мировых результатов. Иначе он начнет делать так, как ему удобнее — и результаты начнут падать. Поэтому бегуну, например, нужно не просто бегать, а каждую тренировку начинать и заканчивать с правильной постановки ноги и других деталей. Те тренеры, которые перейдут от формального проведения тренировок к глубокому проникновению в сущность каждого движения и в психологию ученика, имеют большие шансы подготовить выдающегося спортсмена. Если сейчас у нас иногда еще появляются олимпийские призеры, то это происходит только из-за относительной слабости современного спорта."

Инга: ГЛАВНЫЙ ВРАГ ТРЕНЕРА — СОБСТВЕННОЕ НЕВЕЖЕСТВО Все преступления всегда Невежество творит: Себя невежда без стыда Непогрешимым мнит. Не уважая никого, Гордясь умом своим, Творит для горя своего Он гадости другим. Невежество — это не только безграмотность в своем деле, но и полная уверенность в своих знаниях. Когда-то, присматриваясь к работе тренеров, я был поражен их антипедагогическими, примитивными приемами и с удивлением замечал, что они не сомневаются в своих словах и действиях, когда у их ученика ничего не получается, и ничего иного пробовать не желают даже тогда, когда у другого тренера рядом выходит блестяще. Самоуспокоение и нежелание постоянно учиться — всеобщая болезнь тренеров, особенно проработавших более пяти лет. Приведу несколько примеров. Когда Ольга Корбут была признана мировой прессой лучшим спортсменом года, мне делать следующую чемпионку представлялось очень мелким делом, так как каждая ступень в жизни человека должна быть выше предыдущей. И я решил создать такую школу, из которой комплектовалась бы вся сборная СССР. Это мне казалось вполне возможным, поскольку тренерские знания еще повсюду были смутными, а я к тому времени уже начал кое-что соображать. Но, по себе зная, что один тренер не в состоянии сделать более одной высококлассной спортсменки, я, собрав десяток трудолюбивых наставников, начал кропотливо учить их тренерскому искусству, хотя ответного энтузиазма при этом не замечал. Года через полтора усиленной учебы, озабоченный ее бесплодностью, я попросил помощника тайно записать на магнитофон пятиминутные указания каждого тренера, напомнив им вывешенное на стене простое недельное задание — в каждое замечание вставлять точную деталь, например, “взмахни прямой ногой”, а не просто “взмахни ногой”, “длинные руки вверх”, а не “руки вверх” и т.д. Результат прослушивания был шокирующий! У меня таких замечаний было 26, у одной девушки — 8, еще у двоих — по три, у опытного хореографа — 7, у остальных — пусто. Теперь, через много лет, можно сказать, что лишь та девушка с восемью замечаниями стала приличным тренером, остальные промучили учеников напрасно… …Выдающийся штангист А.Воробьев, став гостренером, собрал группу научных работников, и те более года изучали и открывали новую технику поднятия штанги и методику обучения этой технике. Но когда после одних соревнований он попросил тренеров остаться на часок, чтобы познакомить их с этими удивительными находками, то почти никто не остался. “Мы что, мальчишки, чтобы нас учить, — возмущались они, — мы и так все знаем!” Когда же сборную СССР возглавил другой выдающийся спортсмен — Давид Ригерт, то он, узнав, какие стимуляторы принимают болгарские штангисты, приказал всей сборной делать то же самое. У некоторых начали рваться суставные сумки, так как нужно было укрепить сначала их, а потом накачивать силу. Но когда один тренер заикнулся об этом, Ригерт высокомерно оборвал его: “Я был чемпионом мира, а ты — чемпионом города. И, подходя ко мне, должен представлять, что я во столько раз умнее тебя, во сколько раз мир больше твоего города”. Вскоре вся сборная была травмирована... У невежды бескультурье и безграмотность всегда сопровождаются потрясающей самоуверенностью. Вот еще маленький пример. Мой племянник одно время ходил на спортивную гимнастику к тренеру, который до такой степени не понимал своей педагогической убогости, что приглашал родителей смотреть, как он морально уродует их детей. Некоторые родители, работающие учителями, пробовали говорить с ним, но он не хотел слушать. Как видим, в спорте невежда сидит на невежде снизу доверху, гробя учеников, ломая их судьбы, отнимая здоровье и время, которое они могли бы потратить на приобретение полезной для себя и общества профессии. Если тренер не понимает, что он знает очень мало, то у него нет шансов подготовить выдающегося спортсмена.

Инга: МАССОВЫЙ СПОРТ И ОЛИМПИЙСКИЙ НЕСОВМЕСТИМЫ Уверен я: нигде такой Безграмотности нет, И нерадивости в труде, Как в спорте с давних лет. С халтурой тренерской кругом Срослись верха давно. И разглагольствуют о том, Что так и быть должно. Олимпийский чемпион — это шедевр. А любой шедевр, как известно, задумывается и делается знающим мастером в единственном экземпляре. Великий Фаберже два года расписывал одно яйцо, перед тем как поднести его царю. А если бы его обязали расписывать сразу 70 яиц? Именно такое количество учеников-новичков предписывается обрабатывать тренеру на одну ставку. А на полторы — сотню! Результат — бракованный спортсмен, так как никакой гениальный наставник не в состоянии уследить за правильной закладкой базовых движений более чем у двоих учеников. А заложенное в первые месяцы движение исправить невозможно, как невозможно исправить корявый почерк на каллиграфический. Можно, конечно, тренироваться и с безобразной начальной основой и даже стать приличным мастером спорта, но дойти до чемпиона Олимпийских игр — немыслимо! Можно строить многоэтажный дом на негодной базе или вовсе без нее, обгоняя на первых порах соседей, корпящих над закладкой фундамента, но дом такой обязательно рухнет! А массовый спорт — это такие дома с негодными фундаментами, заложенными перегруженными равнодушными тренерами, которые иными и быть не могут, понимая убийственную бессмысленность этого сизифова труда, в который их загнали профаны и хитрецы, прикрываясь полезностью спортивной массовости, — приписывая ей выявление талантов, здоровье нации и даже антикриминальные функции. Но умалчивая при этом, что нужного ученика тренер видит сразу, что напряженные тренировки приносят болезни, что подростков в спорте — единицы, а массовость — детсадовская… Смешивать массовый спорт с олимпийским — все равно что ставить на одну доску искусство и ремесленничество, Микеланджело и гончара... Чтобы сделать выдающегося спортсмена, нужна индивидуальная кропотливая работа с ним с первых минут появления его в зале, направленная на то, чтобы не дать ему заучить ни одного неправильного движения, иначе потом его спортивный рост остановится — получится испорченный спортсмен. Из таких спортсменов уже состоит вся сборная Беларуси…

Инга: НЕ ПОЛАГАЙТЕСЬ НА СВОЕ ЧУТЬЕ И СПОРТИВНОЕ МАСТЕРСТВО Чтоб что-то сделать — нужно знать, А в спорте, не смешно ль: Берутся все тренировать, Имея знаний — ноль! Быть может, скажете, потом Научатся всему? Нет! Не желают нипочем Учиться ничему! Дилетантам в тренерской работе, особенно если они мастера спорта и закончили какое-нибудь спортивное заведение, подготовка спортсменов обычно кажется простым делом. Вот пойдут они, скажут, покажут — и все у учеников получится. В спорте, более чем в других областях человеческой деятельности, все считают себя знатоками. “Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны”, — сказал когда-то Шота Руставели. А когда касается дела — выходит ерунда: спортивный рост учеников идет очень медленно, а то и вовсе останавливается, особенно если тренер-перехватчик забирает спортсмена у вдумчивого наставника. Оказывается, спортсмен, став тренером, начисто забывает те методические приемы, которыми повышалось его спортивное мастерство. В этом я убеждался много раз на своих учениках — все они начинали с нуля. Если что и могли вспомнить, то это какой-нибудь тренерский срыв, поскольку это было потрясающе необычным явлением. Суть в том, что тренерство — это сложный, терпеливый, тонкий педагогический процесс, для которого передаваемые ощущения заученного элемента почти ничего не значат. Ученик не может вообразить и почувствовать элемент со слов или видя его, а тем более пойти и сделать. И даже если бы он вообразил все и бросился с такими ощущениями на элемент, то не сделал бы его, так как ощущения эти при обучении на доли секунды запаздывают от фактического положения тела. В этом заключается основная трудность при обучении новому движению. Когда-то я, желая научиться делать сальто вперед с колец, сотни раз воображал себя в нем, ощущая напряжение каждой мышцы. Но когда с этими яркими ощущениями бросился на него, то вдруг оказался не на ногах, а на затылке... С тех пор своим ощущениям совершенно не доверяю. Одним наскоком новый элемент освоить невозможно. Приходится разбирать его на части и осваивать в облегченных условиях, чтобы дать почувствовать нужное напряжение в нужной точке. Дробить элемент, на деталях его создавать и тренировать нужные мышечные и пространственные ощущения — и есть главная забота тренера. Именно это и отличает настоящего тренера от верхогляда и авантюриста. Однако учиться этому тренеры не хотят, считая, что знаний у них предостаточно, даже если их учат. Как-то один тренер, бывший мой ученик, спросил у меня: “Зачем вы нас учите и учите? Ведь никто нигде этого не делает. Можно я не буду ходить на тренерскую учебу?” — “Почему?” — полюбопытствовал я. — “Я и так все давно знаю”. — “Откуда? Ведь никто тебя не учил, пособий никаких нет”. — “А я родился — и все это уже во мне было!” — ответил он, уверенный в своем тренерском даровании. Интересно, почему никто не рождается со знанием высшей математики или хотя бы одного закона физики? И все это приходится изучать и открывать с большими муками. А вот со знанием тренерской науки, где есть тысячи тонкостей, рождаются почти все! И учиться не находят нужным. Научить же тренерскому искусству необычайно трудно… Причем, чем сильнее спортсмен, тем сложнее ему давалась педагогика. Это и понятно: ему из-за больших нагрузок учиться человеческой культуре было некогда, а освоенный элемент казался до смешного простым, не требующим ни особых усилий, ни нервного напряжения — раз, и готово! Смотри, как просто! Вот вся его методика. А если у ученика не получается, или он боится что-то пробовать, то, кроме “дурак”, вслух или про себя новоиспеченный наставник ничего сказать не может. Иное дело — некоторые бывшие слабые спортсмены. Они, помня себя, стараются разобраться в каждом движении и осторожно подносят его ученикам, которых понимают значительно лучше. И учатся они тренерскому искусству намного внимательнее. Поэтому им стать приличными тренерами значительно проще, чем сильным спортсменам, которые традиционно уповают на свои ощущения. Конечно, звезды тоже могут стать хорошими педагогами, но для этого им нужно совершенно перестать надеяться на свое спортивное мастерство — оно им мешает. Ярким примером малой значимости для тренера собственных успехов в спорте является румынский (а затем американский) тренер по гимнастике баскетболист Каролли, подготовивший несколько чемпионов мира и Олимпийских игр, в том числе знаменитую Надю Команечи. Каролли, конечно, понимал, что ничего не смыслит в гимнастике, поэтому несравненно больше, чем любой гимнаст, уверенный в передаче своего мастерства, вникал во все тонкости, постоянно учась и работая над собой, — и превзошел профессионалов. Начиная тренерскую деятельность, с удивлением заметил, что мое спортивное мастерство, которым я гордился и на которое очень надеялся в своей профессии, ничего не дает мне как тренеру... Из этого следует, что в любом месте, где есть возможность, можно открывать группы по подготовке высококлассных спортсменов, не ожидая профессионалов. Нужно только найти вдумчивых, целеустремленных людей…



полная версия страницы