Форум

Книги по хг

танька: Поступила просьба поделиться литературой. Я решила, что кому то может пригодиться, выкладываю сюда. Может у кого то будет возможность, что то еще из литературы выкладывать.

Ответов - 343, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 All

танька:

танька:

танька:


танька:

Маринка: танька

Barsy4ek: тань ну ты даешь!!!

kasper: А у кого нибудь есть и хоть кто нибудь знает как называется книжка или учебник да же наверное это всетаки учебник с И.А. Винер на обложке (очень надо помогите пожалуйста найти)

katyfoxy: я видела эту книгу у наших тренеров но наврядли смогу что то узнать вышла ещё методичка по измерению гибкости и остальных нормативов под руководством Винер. Нормативчики там конечно....

shark: В тему или нет? Где поискать условные обозначения для элементов, когда карточки рисуют. Иногда нужно проверить карточку дома, путаемся в обозначениях. А тренера тоже не удобно беспокоить "по ночам".

mora: shark по-моему, все обозначения есть в правилах.

shark: Да? Спасибо, туда я и не додумалась заглянуть. Посмотрю.

SSSI: Танька, огромное спасибо за выложенную литературу! Очень прогодилась!

soldat: Введение Глава 1. Глава 2. Глава 3. СОДЕРЖАНИЕ ...4 Подготовка высококвалифицированных гимнасток ...7 1.1. Интегральный подход в подготовке высококвалифицированных спортсменов ...7 1.2. Особенности художественной гимнастики как вида спорта ...11 1.3. Виды подготовки в художественной гимнастике ...18 Цель, задачи, методы исследования ...40 2.1. Цель исследования ...40 2.2. Задачи исследования ...40 2.3. Методы исследования ...40 2.3.1. Теоретический анализ и обобщение литературных данных, программных материалов и документов ...41 2.3.2. Опрос (анкетирование, интервьюирование) ...42 2.3.3. Метод экспертных оценок ...42 2.3.4. Педагогические наблюдения ...43 2.3.5. Метод видеозаписи ...43 2.3.6. Педагогический эксперимент ...44 Состояние и тенденции развития художественной гимнастики ...54 3.1. Тенденции развития мировой художественной гимнастики ...51 3.2. Требования кода ФИЖ ...57 3.3. Сравнительный анализ количественного состава структурных групп движений телом в композициях ведущих гимнасток мира в различных олимпийских циклах ...67 Глава 4. Повышение эффективности процесса подготовки гимнасток высокой квалификации ...71 4.1. Обоснование путей совершенствования подготовки гимнасток ...71 4.2. Сравнительный анализ результатов открытого эксперимента ...82 Выводы ...89 Список литературы ...92 Приложения ...102 ВВЕДЕНИЕ Создаются новые виды спорта. И все они хотят быть олимпийскими. Борьба за право участвовать в самых престижных соревнованиях обостряется. Единственный вид спорта, который Россия подарила международному олимпийскому движению - это художественная гимнастика. И родилась она в Ленинграде, в стенах института физической культуры им. П.Ф. Лес- гафта. Логично, что на международной арене отечественные гимнастки стали первыми победительницами на чемпионатах Европы и мира, завое-вав почетные титулы абсолютных чемпионок. Однако в развитии отечественной художественной гимнастики наблюдались периоды некоторого отставания наших спортсменок от зарубежных. Выход из кризиса явился следствием напряженных усилий специалистов по художественной гимнастике (тренеров, судей, ученых), которые плодотворно решали задачи теории и практики данного вида спорта (В.Г. Батаен,1977, 1978; Н.И. Царькова, 1977; Т.С. Лисицкая, 1979,1983, 1985; Е.В. Бирюк, Н.А. Овчинникова, 1983; Н.И. Кузьмина, 1985; В.Д. Найпак, 1985; Л.А. Карпенко, 1986, 2000 и др.). После Олимпийских игр в Сиднее (2000г.) произошли большие изме- нения в основном управляющем развитием художественной гимнастики документе. Код Международной федерации гимнастики (ФИЖ) вызвал дискуссии среди специалистов в этом виде спорта. Возможно ли гимнасткам продемонстрировать все требования нового документа? Позитивно или негативно это отразится на содержании самого вида спорта? Вновь стали актуальными все стороны подготовки высококвалифицированных спортсменок в художественной гимнастике. Реализация новых установок ФИЖ требует широкого научного поиска, их практического и методического решения. Реализовать их возможно при интегральном подходе к подготовке гимнасток высокой квалифика- ции. Необходимо антиципирование перспективы дальнейшего развития художественной гимнастики и путей совершенствования процесса подготовки спортсменок. Доказательству этого положения и посвящено настоящее исследование. Поэтому актуальность его очевидна. Научная новизна состоит в том, что исполнительское мастерство гимнасток предлагается совершенствовать по системе интегральной подготовки на основе концепции зоны ближайшего развития индивидуально для каждой спортсменки. Выявлены и проанализированы особенности художественной гимнастики как вида спорта, а также тенденции её дальнейшего развития. Изучена динамика развития упражнений с предметами. Разработана система повышения эффективности подготовки спортсменок высокой квалификации на основе антиципации изменений содержания кода ФИЖ и показано их влияние на различные её аспекты. Разработана и обоснована система средств и методических приемов опережающего развития всех компонентов исполнительского мастерства: трудности, композиции и исполнения. Практическая значимость работы заключается в разработке и внедрении в учебно-тренировочный процесс российских гимнасток высшей квалификации системы подготовки, обеспечивающей лидирующие позиции на мировом помосте. О практической значимости работы свидетельствуют результаты крупнейших международных соревнований: победы на Олимпийских играх, чемпионатах мира, Европы, играх Доброй воли, Гран-при и др. Практическую значимость работы отражают внедрения в международную федерацию гимнастики. Материалы исследования используются техническим комитетом ФИЖ для создания основных документов. Материалы исследования доложены на симпозиумах ФИЖ, учебно-методических сборах федерации художественной гимнастики России, стран СНГ, а также на научно-практических конференциях кафедры гимнастики СПб ГАФК им. П.Ф.Лесгафта. Основные положения, выносимые на защиту: 1. Анализ тенденций развития мировой художественной гимнастики и их учет, особенности данного вида спорта позволяют предвидеть изменения кода ФИЖ и оказывать влияние на все виды подготовки спортсменок. 2. Сравнительный анализ количественного состава структурных групп движений телом в композициях ведущих гимнасток мира, а также учет требований к предметам способствует выявлению динамики развития упражнений с предметами в художественной гимнастике. 3. Построение подготовки гимнасток высокой квалификации на основе учета концепции зоны ближайшего развития позволяет повысить эффективность процесса подготовки спортсменок и обеспечить лидирующие позиции на мировом гимнастическом помосте. Работа выполнена в соответствии со сводным планом НИОКР РФ на 1996-2000 гг., направление 02, тема 02.04. ГЛАВА 1. ПОДГОТОВКА ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ГИМНАСТОК 1.1. Интегральный подход в подготовке высококвалифицированных гимнасток. Интегральная подготовка характеризуется способностью к координации и реализации в соревновательной деятельности различных сторон подготовленности - технической, физической, тактической, психологической и служит объединяющей и, пожалуй, одной из наиболее важных сторон подготовленности спортсмена к ответственным соревнованиям (В.Н. Платонов, 1987). Нам импонирует мнение известного специалиста Н.Г. Озолина (2002) о вопросах интегральной подготовки. Ученый отмечает: «Все, что приобретает спортсмен для своей физической и психологической подготовленности, технического мастерства, для повышения функциональных возможностей органов и систем, все знания и опыт, получаемые им, он должен воплотить в целостном выполнении избранного вида спорта. В любом виде спорта интегральная подготовка является основным средством приобретения и совершенствования мастерства». В.Н. Платонов (1987) отмечает, что под интегральной подготовкой следует понимать процесс, направленный на объединение, координацию и реализацию в условиях тренировочной и соревновательной деятельности различных сторон подготовленности, качеств и способностей, обеспечиваемых применением узконаправленных средств, носящих аналитический характер и по своей структуре не всегда в полной мере отвечающих специфическим требованиям соревновательной деятельности. В качестве основного средства интегральной подготовки выступают соревновательные упражнения, выполняемые в условиях соревнований различного уровня. Ученые подчеркивают (В.Н. Платонов, 1986, 1987,; Л.Я. Аркаев, 1994; А.А. Карелин, 2002), что проблема интегральной подготовки стоит особенно остро для спортсменов сложнокоординированных видов спорта. Многообразие и сложность технических приемов, индивидуальной и командной тактики, психологических напряжений требуют проявления больших объемов тренировочной работы аналитического характера. Умение их реализовывать в условиях соревновательной борьбы требует специального и целенаправленного совершенствования. Необходимо отметить, что основные компоненты интегральной подготовки спортсменов достаточно успешно разработаны специалистами спортивной гимнастики (М.Л. Укран, 1954; В.М. Смолевский, 1977, 1979, 1983, 1987; Ю.К. Гавердовский, 1983, 1986; B.C. Чебураев, Е.Ю. Розин, Н.Г. Сучилин, 1977; С.А. Алекперов, 1987; Ю.Е. Титов, 1988; Л.Я. Аркаев, 1994 и др.). В условиях современного развития спорта высших достижений реализовывать большие объемы тренировочной работы в условиях соревновательной борьбы возможно при интегральном подходе к подготовке гимнастов (Л.Я. Аркаев, 1994; Р.Н. Терехина, 1997 и др.). Так, Л.Я. Аркаевым (1994) была разработана система интегральной подготовки гимнастов и ее главные технологические компоненты на основе перспективно-прогностического подхода, а также принципов опережающего развития и оптимальной избыточности. На сборных командах страны Л.Я. Аркаевым апробированы следующие технологические компоненты интегральной подготовки: 1. Важным компонентом являются варианты построения предсорев-новательных этапов подготовки. Использование каждого из вариантов зависит от программы и регламента соревнований. 2. Система отбора в команду. К основным показателям подготовленности, которые необходимо учитывать при отборе, относятся: спортивный результат, степень соответствия целевой модели по содержанию и трудности произвольных упражнений, динамика спортивных результатов, стабильность выступлений, выполнение индивидуального плана, выполнение модельных характеристик СФП. 3. Концепция предусматривает текущую тактическую коррекцию параметров тренировочной нагрузки в зависимости от индивидуального состояния конкретных гимнастов. 4. Совершенствование технического мастерства. Его основной задачей в годичном цикле является создание оптимальной избыточности по трудности, качеству и надежности выполняемых элементов высшей сложности, связок, комбинаций в целом. Основным условием для успешного решения этой задачи является оптимальный уровень базовой технической подготовленности, который закладывается в предшествующих вхождению в сборную команду страны периодах подготовки и продолжается в составе сборной. 5. Уровень СФП, который обеспечивает необходимую базу для успешного решения задач технической подготовки сильнейших гимнастов страны. 6. Организационно-управленческий аспект. Выявлено, что привлечение на централизованную подготовку перспективных юных гимнастов вместе с их личными тренерами существенно повышает мотивацию тренеров и обеспечивает повышение их педагогического мастерства. Показано, что таким образом комплексно ре- 10 шается проблема не только подготовки квалифицированных гимнастов, но и тренеров высшей квалификации. 7. Введение контрольных тренировок по технической и физической подготовке в первый и последний дни каждого учебно-тренировочного сбора. При этом первые контрольные тренировки позволяют оценить объем и качество работы, проделанной гимнастами на местах, без предоставления документальной отчетности, которая нередко несет не вполне достоверную информацию. 8. Оптимальная организация научно-методического и медико-биологического обеспечения. В результате многолетних экспериментов разработана оптимальная структура обследований сборной команды, содержание и основные направления работы комплексной научной группы (КНГ), которые изложены в специальных документах. При осуществлении подготовки высококвалифицированных спортсменов, на наш взгляд, заслуживает внимания вывод Л.Я. Аркаева (1994) о том, что в структуре процессов, обеспечивающих деятельность высококвалифицированных спортсменов (биомеханический, физиологический, пси-хологический, педагогический), педагогический процесс является своеоб- разным входом в систему, на который должна подаваться основная информация о состоянии и возможностях спортсменов. Посредством педагогических воздействий и осуществляется внешнее управление деятельностью гимнастов. Излагая вопрос об интегральной подготовке, Н.Г. Озолин (2002) справедливо подчеркнул, что невнимание к разработке и обоснованию этого вида подготовки не позволяет во многих случаях находить оптимальное решение задач тренировки. 11 1.2. Особенности художественной гимнастики как вида спорта Художественная гимнастика — это олимпийский вид спорта для женщин, в котором спортсмены соревнуются в техническом мастерстве и выразительности исполнения сложных движений телом, в сочетании с манипуляциями предметами под музыку (Л.А.Карпенко, 2000). При решении вопроса подготовки гимнасток необходимо учитывать особенности данного вида спорта. В публикации Морозовой Л.П. (1998) раскрыты психолого-педагогические особенности художественной гимнастики. Ряд аспектов этого вопроса находят свое отражение в работах Т.П. Лазаренко, 1980; Н.М. Шулико, 1980, 1981; Е.В. Бирюк, А.И. Яроцкого, 1974; Е.А. Крапивина, 1987; Э.П. Аверкович, 1980, 1989; Т.С. Лисицкой, Б.А. Сусланова, С.А. Кувшинниковой, 1983; Э.В. Ветошкиной, 1981; Е.В. Бирюк, Л.Г. Власовой, 1985; И.Г. Зябкиной, 1989; Н.И. Царьковой, 1977; В.Д. Найпака, 1985; В.Г. Батаен, Е.В. Авсенева, 1977; И.Б. Артамонова, 1990; Т.П. Лазаренко, 1991; Л.А. Коноваловой, 1993; И.А. Степановой, 1996; Н.А. Овчинниковой, 1977, 1985, 1990, 1991; Э.Х. Мамедовой, 1989; В.Ю. Сосиной, 1983; М.М. Иевлевой, 1995; Ж.Б. Фирилевой, 1978, 1981, Ю.А. Архиповой, 1998; и др. Наиболее типичными упражнениями для художественной гимнастики являются упражнения с различными по фактуре предметами (булавами, мячом, скакалкой, обручем и лентой), упражнения без предмета, акробатические упражнения, элементы танца и хореографии. Эти упражнения наиболее ярко отражают специфику художественной гимнастики и являются её основным содержанием. Специалисты отмечают следующую особенность художественной гимнастики, которая заключается в постоянном контакте гимнастки с предметом. Предмет, как независимый снаряд может совершать перемес- 12 тительные и вращательные движения. При этом ось вращения в полете всегда проходит через центр тяжести или общий центр массы предмета, а переместительное движение совершается по параболе. Свободное движение совершается при бросках и перекатах. Хотя при этом и сохраняется контакт гимнастки с предметом, во время самого движения предмета, например, при перекатах или в начальной или конечной фазах выполнения элемента, например, во время броска. Среди движений которые выполняются в контакте «гимнастка - предмет», наиболее простыми являются махи, круги и вращения. При этом особое значение имеет правильный хват предмета. Для занятий с большинством предметов характерен жесткий хват (махи и круги) и свободный (при вращении). Выполнение тех или иных движений с предметами определяется фактурой предмета. Характерная специфика особенности «гимнастка - предмет» требует от гимнастки постоянной концентрации внимания, двигательной памяти и «чувства предмета» при выполнении элемента или композиции. Необходимо подчеркнуть насыщенность художественной гимнастики большим количеством из различных структурных групп, связанных координационной сложностью. Постоянный прогресс в развитии художественной гимнастики ставит перед тренерами все более сложные задачи по создании техники виртуозных и оригинальных композиций, требующих разносторонней подготовки гимнасток, постоянного поиска новых эффективных методов, гарантирующих высокое качество реализации сложноко-ординационных действий. И, следовательно, требует увеличения уровня тренировочных нагрузок. Вопрос по изучению тренировочных нагрузок в художественной гимнастике рассматривался в работах Л.П. Воскресенской, А.А. Морозовой, В.М. Бастиан, 1970, 1973, 1976; Т.С. Лисицкой, 1968, 1975; Ю.И. Смирнова, Е.Б. Соловьевой, Н.И. Царьковой, 1971 и др. Так, например, по результатам исследований уровень нагрузок в одной тренировке в сорев- 13 новательном периоде составляет в среднем 123 элемента, 104 элемента высшей группы трудности, 175 соединений и 5-6 комбинаций; суммарный объем работы по элементам — 2987. Важность изучения тренировочных нагрузок в этом виде спорта непрерывно возрастает в связи с увеличением напряженности тренировочного процесса. Знание количественных показателей объема и интенсивности тренировочной работы гимнасток будет способствовать лучшей ориентации тренеров в подготовке спортсменов высокой квалификации (Царькова Н.И., 1977). Объем нагрузки - это количественная характеристика тренировочной работы. Он определяется общим количеством элементов, соединений и комбинаций, выполняемых за тренировку, а также продолжительностью учебно-тренировочного занятия Под интенсивностью понимается количество выполненной тренировочной работы (элементы, соединения, комбинации) в единицу времени. Индекс интенсивности (И) определяется по формуле М.Л. Украна, Е.А. Земскова, (1970): окэ И =---------- х 200, т где ОКЭ - общее количество элементов, выполненных за тренировку; Т- продолжительность тренировки в секундах; 200 - коэффициент вводимый для получения показателей, удобных в практике. В дальнейшем при разработке интегральной подготовки гимнасток мы опирались на эти исследования и положения. Художественной гимнастика развивается в соответствии с общими закономерностями, присущими спорту в целом. Исполнительское мастерство спортсменок слагается из следующих компонентов: трудности упражнения, композиции и исполнения. 14 Трудность — это сумма элементов комбинации, определяемых общим количеством групп трудности. Композиция - порядок размещения элементов в комбинации. Исполнение - реализация первого и второго компонентов в оригинальной гимнастической форме (Л.И. Турищева, 1986). В процессе развития исполнительского мастерства требования к отдельным компонентам были не неравнозначны. Большое внимание уделялось то одному, то другому компоненту. И зависело это зачастую от требований основного управляющего документа в разных олимпийских циклах -правил соревнований. Однако, в художественной гимнастике должна присутствовать гармония между трудностью, композицией и исполнением. Наряду с особенностями технической подготовки, важной в художественной гимнастике является композиционная особенность, которая вместе с техникой выполнения композиции включает в себя ряд других аспектов. Основное требование, предъявляемое гимнастке при исполнении композиции - это создание эмоционально - двигательного образа на основе личного восприятия музыки, экспрессии и выразительности при исполнении технически сложных композиций. Важную роль в творческих поисках композиционных форм произвольных упражнений играет музыка (Т.Т. Ротерс, 1989 и др.). Характер и эмоциональное содержание музыкального произведения должны отвечать индивидуальным особенностям гимнастки (физическим, техническим, психологическим, выразительным, возрастным и т.д.) Чем выше мастерство, музыкальность, культура движений гимнастки, тем больше её возможности. Ещё одним аспектом композиционной особенности является хореографическая подготовка. Хореография - вообще важное средство эстетического воспитания, а также развития творческих способностей (Н. Эльяс, 1970; Н.Ю. Чернова, 1970; Ю. Слонимский, 1977; Ф. Морель, 1971; В.М. 15 Красовская, 1978; Р.В. Захаров, 1963; К.Я. Гайзовский, 1964; В. Ванслов, 1977; Н.Е. Аркина, 1974; А.Я. Ваганова, 1980; Н. Базарова, 1983; Л.Д. Блок, 1987; А.А. Климов, 1981; Н. Тарасов, 1981; В. Чистякова, 1980; Н.Н. Визи-тей, 1982). Именно в процессе занятий хореографией спортсменки ближе всего соприкасаются с искусством. У занимающихся воспитывается правильное ощущение красоты движений, способность передавать в них определенные эмоциональные состояния, различные настроения, переживания, чувства. Понятие «хореография» включает в себя все, что относится к искусству танца: классического, народного, историко-бытового, современного, а также элементы мимики, пантомимы и балета. Это позволяет обогатить двигательную культуру гимнасток и расширить их арсенал выразительных средств, повысить артистичность исполнения (М.М. Лобжанидзе, 1980; Б. Лоу, 1984; Н.Н. Венгерова, О.С. Федорова, 2000 и др.). Влияние хореографической подготовки на улучшение исполнительского мастерства общепризнанно (Ф.Р. Морель, 1971; Т.С. Лисицкая, 1984; Н.А. Матвеева, 1988; Л.А. Савельева, 1997; СИ. Борисенко, 2000 и др.) Возрастающая конкуренция на мировом гимнастическом помосте предполагает, что первенство будет сохраняться за теми спортсменками, которые смогут сочетать раз неструктурную сложность в неординарных кондициях с виртуозным исполнением и особой выразительностью, эмоциональностью, артистизмом. Поэтому требуется ещё более качественный подход к специальной хореографической подготовке, основывающейся на принципах индивидуализации и опережающего развития в постоянно изменяющихся условиях, в которых функционирует гимнастика (СИ. Борисенко, 2000). Несмотря на явную гимнастическую специфичность, понятие «выразительное движение» относится к области психологии. Этим термином в психологических исследованиях обозначается внешнее выражение психических состояний, особенно эмоциональных, в мимике, в пантомимике и 16 экспрессии. Психологическая сторона особенностей художественной гимнастики также играет немаловажную роль в улучшении результатов. Изучение психологических личностных качеств «художниц» поможет найти индивидуальный подход к каждой из них. Определить темперамент гимнасток, тип их нервной системы, что поможет и гимнастке и её тренеру найти лучшее решение для достижения поставленной цели. При этом Е.В. Бирюк считает, что качество исполнения упражнений диктует необходимое формирование способности к самоконтролю и коррекции мышечных усилий, устойчивое внимание, умение концентрировать и распределять внимание, т.е. предъявлять особые требования к развитию психических функций и качеств. Подобного мнения придерживается и Е.А. Калинин, который указывает на то, что развитие психических функций и качеств необходимо для эффективного выполнения гимнастических упражнений. Ещё одной особенностью, требующей знаний психологической подготовленности гимнасток, является обилие стартов в одном соревновании. По три дня соревнований подряд, включая 3-4 выступления в день. Это влечет за собой многократное повторение стартовых состояний (психических напряжений) без достаточной физической «разрядки» и расслабления, и в итоге приводит к большему психическому утомлению. Особенностью считается и то, что уровень спортивных достижений определяется субъективной оценкой судей, соответствующей квалификации. Судьям по художественной гимнастике при оценке комбинаций приходится учитывать большое количество компонентов исполнительского мастерства, так как для художественной гимнастике характерен огромный спектр качественных проявлений двигательных действий. И охватить это множество, проанализировать разнородную информацию и сделать точное экспертное заключение является высокой целью для теории и практики художественной гимнастики как вида спорта. Эта задача является специ- 17 фичной, полифункциональной и весьма сложной для решения (И.А. Винер, 2001). Специалистов многих видов спорта волнует эта проблема. Однако этот вопрос в большей степени изучен исследователями гимнастического спорта. К весьма обоснованным выводам пришли специалисты в спортивной гимнастике (Л.И. Турищева, 1986; Ю.Е. Титов, 1988; Р.Н. Терехина, 1997 и др.), которые предложили функионально специализировать действия экспертов с учетом сложности в восприятии и переработке всей совокупности информации, предписанной правилами соревнований и ослабления свойств памяти и внимания судьи. Интерес предтавляют исследования, связанные с разработкой форм и методов управления процессом судейства, которые сводят преднамеренные ошибки экспертов к минимуму (Ю.Е. Титов, 1988 и др.). И, как показывает практика, этот результат является положительным. Для более правильной ранжировки лидеров по местам необходимо выявление основных функций при выполнении целостной композиции. А это требует определения всех критериев исполнительского мастерства. И окончательный результат должен интегрироваться на основе частных выводов экспертов. Мера прогрессивного исполнения упражнения должна быть обоснована исходя из возможных технических параметров двигательного действия. Однако, у отдельных, личностей широкий диапазон возможностей в пределах анатомически заданного природой параметра (например, Алина Кабаева). У каждого человека есть свои заданные анатомические параметры. Однако в художественной гимнастике отбор позволяет наиболее полно определять задатки. Какие факторы используются судьями для завышения или занижения оценки? Думаю, в первую очередь, это неопределенность целого ряда критериев качества исполнения. Предписанных в правилах соревнований. Таких как: легкость, артистичность, динамичность, высота полета, осанка,

soldat: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА Шеина М. Н., учитель физической культуры средняя школа №7 г.Лениногорска Пояснительная записка Настоящая программа разработана для обеспечения элективными курсами оборонно-спортивного профиля старшей школы. Цель курса «Художественная гимнастика» - удовлетворить потребности, интересы школьников, а также гармоническое развитие личности, направленное на всестороннее совершенствование двигательных способностей, укрепление здоровья. Основными задачами курса являются: - уточнить готовность и способность школьников осваивать выбранное направление на повышенном уровне; - расширение и углубление знаний, умений и навыков, полученных школьниками на уроках физической культуры; - разностороннее, гармоническое развитие школьников; - совершенствование их физических, моральных, волевых качеств. Курс «Художественная гимнастика» построен на принципах развивающего обучения. Содержание курса отличается от содержания учебной программы общеобразовательных школ. Во-первых, основное его содержание составляют упражнения для развития двигательных качеств и упражнения тренировочного характера, в то время как на уроках в школе используются упражнения, прежде всего, общеобразовательной направленности. Во-вторых, материал для занятий курса более обширен. Это связано с тем, что одна из задач курса - расширение и углубление знаний, умений и навыков, полученных школьниками на уроках физической культуры. Курс «Художественная гимнастика» ведется только для девочек. Формой проведения занятий курса является урок, состоящий из подготовительной (10-15 % общего времени урока), основной (75-85 % общего времени урока) и заключительной (5-10% общего времени урока) частей. Средства подготовительной части: строевые упражнения, различные формы ходьбы и бега, несложные прыжки, упражнения на внимание и быстроту реакции, короткие танцевальные комбинации, основной - общеразвивающие упражнения на силу, растягивание и расслабление, специальные упражнения для формирования правильной осанки, хореографические упражнения, элементы упражнений с предметами, акробатические упражнения, учебные комбинации, заключительной - различные формы ходьбы, спокойные танцевальные шаги, упражнения на расслабление, плавные движения руками. Заканчивается курс соревнованиями (форма отчетности). Это своеобразный экзамен для занимающихся и учителя. Они позволяют подвести итоги определенных этапов учебно-тренировочных занятий, выявить недостатки в подготовке занимающихся, проверить их индивидуальные качества. Для регулярного контроля можно применять контрольные тесты по физической подготовке. Тест должен состоять из упражнений, позволяющих выявить как общий уровень физического развития, так и уровень специальной подготовки двигательного аппарата для выполнения элементов художественной гимнастики. Ниже даны примерные контрольные упражнения, которые можно использовать для оценки гибкости, развития функции равновесия, ловкости, силы, быстроты у занимающихся: Наименование Описание тестов Требования к выполнению Гибкость Гимнастический мост Измеряется расстояние от кистей до пяток ног (в см) Равновесие Из положения стоя на носке одной, другая согнута вперед (носок касается колена опорной), руки вверх Фиксируется удержание равновесия (в секундах) Ловкость Прыжок на двух, вращая обруч назад, из положения обруч в вертикальной плоскости пород телом хватом снизу, руки согнуты Фиксируется количество прыжков, выполненных за 15 секунд Сила Из положения виса на гимнастической стенке поднимание ног до прямого угла Фиксируется количество выполненных движений Быстрота Прыжки толчком двумя через гимнастическую скамейку из положения стоя боком к скамейке Фиксируется количество прыжков, выполненных за 10 секунд Учебно-тематический план № п/п Наименование тем Кол-во часов I Теоретические знания 4 II Общая физическая подготовка 3 1 Строевые упражнения 1 2 Общеразвивающие упражнения 1 3 Упражнения из других видов спорта 1 III Специальная физическая подготовка 12 1 Упражнения для развития гибкости 2 2 Упражнения для развития скоростно-силовых качеств 2 3 Упражнения для развития выносливости 2 4 Упражнения для развития ловкости 2 5 Упражнения для развития равновесия 2 6 Хореографическая подготовка 1 7 Элементы народных и современных танцев 1 IV Упражнения с предметами 15 1 Упражнения со скакалкой 3 2 Упражнения с обручем 3 3 Упражнения с мячом 3 4 Упражнения с булавами 3 5 Упражнения с лентой 3 Итого 34 Содержание учебного плана Раздел I. Теоретические знания (4 часа) Учитель дает теоретический материал по данной теме: 1. Значение физической культуры и спорта и особенности воз¬действия на организм упражнений художественной гимнастики (час) 2. Сведения по гигиене, самоконтролю (1час) 3. Судейство в художественной гимнастике (1час) Раздел II. Общая физическая подготовка (3 часа) Строевые упражнения (1 час). - строевые команды, повороты, построения, виды передвижений, размыкания. Общеразвивающие упражнения (1 час) - упражнения без предметов (для рук и плечевого пояса, для мышц туловища и ног); - упражнения с предметами (с набивными мячами, гимнастической палкой, гантелями); - упражнения на снарядах (на гимнастической скамейке, стенке) Упражнения из других видов спорта (1час) - легкоатлетические упражнения; - спортивные игры (волейбол, баскетбол, ручной мяч, бадминтон); - подвижные игры. Раздел Ш. Специальная физическая подготовка (12 часов) Упражнения для развития гибкости (2 часа) - наклоны вперед, в сторону, назад, мосты, удержание ноги (рас¬тягивание с помощью партнера). Упражнения для развития скоростно-силовых качеств (2 часа) - пружинный шаг, пружинный бег, приседания на двух и одной ноге с отягощением, прыжки из глубокого приседа, прыжки со скакалкой за минимальное время, с двойным вращением, выпол¬нение «присядки», «ползунка», прыжки сгибая ноги вперед и на¬зад. Упражнения для развития выносливости (2 часа) - прыжки на двух ногах со скакалкой, постепенно увеличивая время, чередование прыжков с одинарным вращением и двойным вращением скакалки. Количество повторений и интервалы отдыха устанавливаются с учетом индивидуальных возможно¬стей каждой школьницы. Упражнения для развития ловкости (2 часа) - простейшее жонглирование мячом, обручем, двумя мячами, жонглирование в парах, группах, пробегание поодиночке, пара¬ми через вращающуюся длинную скакалку. Упражнения для развития равновесия (2 часа) - ходьба на носках, стойки на носках на определенное время, различные виды равновесий, выпады, повороты переступанием с последующей фиксацией стойки или равновесия, то же, но вы¬полнение поворота с закрытыми глазами, кувырки вперед, назад, соединение кувырков с равновесием. Хореографическая подготовка (1 час) - упражнения у опоры (позиция ног, приседания, выставление ноги, маховые движения, удержания ноги); - упражнения на середине (изучение позиций рук, переводы рук из одной позиции в другую). Элементы народных и современных танцев (1час) - шаги галопа, переменный, приставной, польки, вальса. Раздел IV. Упражнения с предметами (15 часов) Упражнения со скакалкой (3 часа) - махи и круги скакалкой; - прыжки; - переводы скакалки; - броски скакалки. Составить комбинацию из изученных упражнений и совершен¬ствовать ее. Упражнения с обручем (3 часа) - хваты; - повороты; - вращения; - броски; - прыжки; - маховые движения; - перекаты. Составить комбинацию из изученных упражнений и совершен¬ствовать ее. Упражнения с мячом (3 часа) - способы удерживания мяча; - броски и ловля; - отбивы мяча; - перекаты мяча; - выкруты мяча. Составить комбинацию из изученных упражнений и совершен¬ствовать ее. Упражнения с булавами (3 часа) - способы удержания булав; - вращения; - броски; - перекаты; - мах и круги; - мельницы; - жонглирование. Составить комбинацию из изученных упражнений и совершен¬ствовать ее. Упражнения с лентой (3 часа) - махи; - круги; - змейки; - спирали; - восьмерки. Составить комбинацию из изученных упражнений и совершен¬ствовать ее.

Хуторянка: Привет всем Хотела спросить, есть ли у кого книга Зуев Е.И. "Волшебная сила растяжки", очень хочется почитать и посмотреть фото, если есть у кого - скиньте сюда, Заранее благодарю

Маринка: Хуторянка http://www.big-library.info/?bibl=1&sort=3&autor=3871&book=11369

Хуторянка: Маринка, спасибо большое, я её уже скачала ранее, но там нет фоток. Хотелось фото посмотреть.

soldat: У меня есть 4 книги по художественной гимнастике. Но пока нет возможности вложить.Как только будет возможность вложу.

Маринка: soldat А можно узнать, какие книги?

soldat: Маринка пишет: А можно узнать, какие книги? 1Художественная гимнастика: Учебник для ин-тов физ. культ. Под ред. Т.С. Лисицкой. М., Физкультура и спорт, 1982, 232с.,В данном учебнике уделяется особое внимание технике упражнений без предмета и с предметами, композиции учебных и соревновательных комбинаций, специфике тренировки гимнасток высокой квалификации, методике преподавания.Иллюстрации - рисунки, фотографии. 2 Лисицкая Т.С. Хореография в гимнастике. М., Физкультура и спорт, 1984, 176с. Подробно вопросы хореографической подготовки гимнасток различного возраста и квалификации.Приведены методические рекомендации.Богатый иллюстрированный материал, фотографии, лучших художниц (Ирина Дерюгина, Даля Куткайте, Венера Зарипова, Галина Белоглазова). 3 Спорт, музыка, грация. Художественная гимнастика. М., Физкультура и спорт, 1984 фотографий наших знаменитых гимнасток-художниц. Это издание 2е, переработанное,первое- отличается, многие фотографии другие. 4Боброва Г.А. Искусство грации. Л. Детская литература. 1986г.110с. Книга заслуженного тренера РСФСР Г. А. Бобровой знакомит девочек с популярным видом спорта — художественной гимнастикой. В ней они найдут разнообразные упражнения, советы, рекомендации, которые будут способствовать укреплению здоровья и развитию жизненно необходимых физических качеств. Книга богато иллюстрирована.

Маринка: soldat Хорошие книжечки soldat пишет: 3 Спорт, музыка, грация. Художественная гимнастика Такая большая да? На супер обложке Дерюгина в белом купе, если мне не зменяет память? Обажала эту книгу...

soldat: Книга у меня без супер обложке. В супер обложке было издано всего 1000

soldat: Савинкова Л. Возраст красоты. (Сер. Спорт и личность) М. Молодая гвардия 1969г. 336 с. Мягкий переплет. Автор книги - двукратная чемпионка мира по художественной гимнастике. Проблема красоты духовной и физической через призму классического вида спорта: Женщина - Спорт - Гармония - таков смысловой стержень книги большой спортсменки.

soldat: -

soldat: Маринка пишет: Через радикал. Только убери галочку с Уменьшить до там ничего не надо. Потом посмотри стоит ли галочка в надпись на превью увеличить. Она нужна. Потом жмёшь загрузить. Ну и копируешь на форум код номер 9 Всё зделал. Но не работает.

Маринка: soldat Я переделала). копируешь код номер 9, он длиный такой. и его ставишь сразу в сообщение, вот где пишешь.

Маринка: soldat Огромнейшее тебе спасибо!!!!

soldat: Лисицкая Т.С. Хореография в гимнастике. М., Физкультура и спорт, 1984 Подробно вопросы хореографической подготовки гимнасток различного возраста и квалификации.Приведены методические рекомендации.Богатый иллюстрированный материал, фотографии, лучших художниц (Ирина Дерюгина, Даля Куткайте, Венера Зарипова, Галина Белоглазова). click here

soldat: Поже я выложу ещё книгу:Боброва Г.А. Искусство грации. Л. Детская литература. 1986г.

nb: soldat, Огромное спасибо еще раз!



полная версия страницы