Форум » ГИМНАСТИК-room (Gymnastics - Room) » Психологическая подготовка » Ответить

Психологическая подготовка

Victor: Вчера в петербургской газете "Спорт день за днем" появилась интересная статья о роли злости в достижении спортивных успехов. Она ориентирована в первую очередь на игровые виды спорта, но очень многое остается верным также и для гимнастики. Я часто слышал, как тренеры орут на спортсменок, оскорбляют их (однажды довелось услышать такой шедевр: "Что ты двигаешься, как беременная курица!"). Я это объяснял недостатком воспитания и невыдержанностью. Но, видимо, всё не так просто. Интуитивно почувствовав, что крик и оскорбления злят спортсменку, а со злости она может сделать больше, чем в умиротворенном состоянии, тренеры привыкли применять окрики, как своего рода психологический допинг. Учитесь властвовать собой 15 августа 2006Вадим Гущин, info@sportdays.ru Последнее время одной из главных футбольных тем было обсуждение скандалов, которые происходили в российском первенстве. В психологии есть термин «Anger management» – управление гневом. Наши футболисты гневаться могут и с удовольствием это делают, а вот управлять своим гневом – не умеют. «Ничто великое в мире не совершалось без страсти». Гегель Знаменитый американский теннисист Джон Макинрой умудрялся регулярно устраивать скандалы даже в рафинированной игре джентльменов теннисе. Он ссорился с судьями, зрителями, противником. И побеждал, побеждал. А вот спокойным Макинрой выиграть не мог, не хватало «спортивной злости». Периодически закатывал скандалы на корте и другой известный теннисист – Брэд Джилберт. Тот самый, который потом прославился как тренер Андре Агасси, Энди Роддика и автор бестселлера о психологии тенниса «Победа любой ценой». По мнению всех этих известных спортсменов и тренеров, именно гнев был им необходим, чтобы начать играть в свою игру. Как школьнику драться с отборной шпаной? Увы, наша спортивная мораль полна предрассудков. Мы воспитаны на формуле «такой хоккей нам не нужен». И ничему не учат итоги суперсерии-72, когда сборная НХЛ в Москве вырвала на последних секундах у блестящих советских хоккеистов золотой поры победу, казалось, безнадежно упущенную в Канаде. Когда только глубокая пропитка гневом на русских за испытанное на родине унижение помогла профессионалам сбросить вялость отпускного настроения, преодолеть путы недооценки советских любителей. А мы клянем бросавшего на лед стулья тренера заокеанских звезд, клеймим позором хулигана Фила Эспозито, регулярно машущего ребром ладони у горла: перережу, мол. Возмущаемся постоянным участием в драках забивавшего решающие голы Пола Хендерсона. Не умеем отличить настоящую грубость (которая тоже присутствовала) от состояния спортивного бойца, охотника за победой. Не можем понять, почему убивший клюшкой в раздевалке крысу американский хоккеист почитается за героя, без которого не было бы у его клуба Кубка Стэнли. Садист какой-то, враг животных, живодер. И от чего тут заводиться, тем более делать из этого традицию (убивают теперь, правда, крыс игрушечных). И уж совсем непонятно, почему те же кровожадные американцы считают, что спортсмену нужен «инстинкт киллера» – при чем здесь убийство? Наверное, потому, что применяем к профессиональному спорту моральные требования… нет, даже не гольфа, а, скажем, игры в трик-так. А еще оттого, возможно, что сами не знаем реальную цену настоящей победы, ее кровавый соленый вкус. А наши игроки уж слишком часто выглядят словно добропорядочные школьники, на которых напали хулиганы. Вспомните Олимпиаду и дурацкую отмашку Ильи Ковальчука, стоившую удаления, похоронившего все наши надежды на медали. Или возьмем вызвавшее большой резонанс прошлогоднее сражение молодежной сборной по футболу с датчанами. Те сознательно пихали, тишком били наших. Понимали: русские либо спустят им все это с рук и дадут им преимущество в единоборствах, как это и было в российской части дуэли, либо начнут по-детски жаловаться старшим (то бишь арбитру), поодиночке, неумело сводить счеты – и будут удалены один за другим, как это случилось в Дании. И опять-таки гарантированно проиграют. Наши команды просто не готовы к тому, что в критический момент борьба из спортивной может быть переведена в другую, психологическую, если хотите – военную плоскость. Не готовы к войне. Не умеют, как говаривал незабвенный Анатолий Владимирович Тарасов, «дать в открытом бою острастку неприятелю». Не знают, что этично и дозволено в рамках не российской, а международной спортивной морали, а что преследуется и презирается. Не понимают, что ими просто манипулируют. И покупаются, а с ними и остальные россияне заодно. А потом все мы дружно после драки машем кулаками. То требуем от чужих справедливости (?!), то корим своих за распущенность. А речь о другом – о некомпетентности, неумении, которое простительно болельщикам и журналистам, но не профессиональным спортсменам и тренерам. Управление гневом Один из основоположников спортивной психологии американец Найдиффер в своих работах постоянно упоминает некие «ключи состояния», настаивает на необходимости их поиска каждым спортсменом и тренером. Спортивный психолог Анатолий Васильевич Алексеев говорит об «оптимальном боевом (!) состоянии» спортсмена. Оба имеют в виду одно и то же: у каждого из нас есть свой оптимум возбуждения, при котором человек выходит на пик результата деятельности. Что подтверждает знаменитая в психологии деятельности кривая имени Йеркса и Додсона. Ученые показали, что при слабом возбуждении результат растет медленно, затем в некоем определенном узком диапазоне активации ЦНС показатели деятельности резко возрастают. И снова снижаются при дальнейшем росте возбуждения. Но как достичь этого оптимального уровня возбуждения, да еще по заказу, в нужный момент? В очаровательной американской комедии «Управление гневом» возлюбленная главного героя, стремясь излечить этого неудачника от скованности, направляет его к психотерапевту, весь метод лечения которого – постоянно злить своего пациента. И оказывается, что ключ ко всему – успеху в делах, дружбе, любви – в том, чтобы перестать сдерживать естественный в жизненных невзгодах и несправедливости гнев. Тогда вдруг появляются силы, о которых даже не подозревал – и все становится по плечу! Хэппи-енд неизбежен. Видимо, по этой причине один наш известный спортивный психолог предлагает прыгунам в воду, с которыми работает, прямо перед прыжком заполнить тест. «Я хочу не столько данные получить, сколько их разозлить, тогда они прыгают лучше», – утверждает специалист. Но не все так просто: избыток эмоций столь же вреден, как и тихая дрема, – результат сразу падает. Помните кривую Йеркса и Додсона? Перевозбуждение ведет к суетливости, хаосу, невынужденным ошибкам. Обладающий бурным темпераментом Андре Агасси говорит, что лишь тогда стал выигрывать важные матчи, когда взял свой гнев под контроль, стал направлять его не на себя, ракетку или судью, а вкладывать в удары. Вот тогда-то они и приобрели убийственную точность и силу, а теннисист выиграл турнир Большого шлема. Наши лучшие спортсмены, такие как Марат Сафин, Сергей Овчинников, Владислав Радимов, тоже могут себя завести, вывести на уровень высокой самореализации. А вот управлять «набравшим ход авто» темперамента, сохранять вдохновение, дабы длительно соревноваться в дающем максимальный результат состоянии, не слишком умеют. И потому периодически «сползают» по пресловутой кривой «вправо»: от душевного подъема, целеустремленной мобилизации сил через праведный гнев – к явному перехлесту эмоций, когда огонь возбуждения сжигает нервы.

Ответов - 85, стр: 1 2 3 All

Лана_К: Нет ничего плохого в том, чтобы иногда повышать на детей голос. Просто одно дело, когда просто какие-то замечания по ходу тренировки, а другое дело - выкрики типа "Бог тебя всем обделил"... Это разные вещи.

salamandra: ШИ пишет: mora - ситуация, которую Вы описали выше, совсем не метод для малышей, и даже для некоторых старших не метод....Вы правы в том, что к каждому свой подход, но это когда уже дети в более старшем возрасте - на разный темперамент можно повлиять, так сказать, "и кнутом, и пряником"...Но для малышей крик недопустим....Вообще...Не стоит закрывать на это глаза... абсолютно согласна USCoach - есть разница между бессилием тренера /крик/ и повышением голоса

El: Помощь спортивного психолога http://sport-psychology.narod.ru


katyfoxy: Когда я только начинала заниматься, то в одном зале с нашой групой тренировала и моя нынешняя тренер. Что нам, что родителям было просто невыносимо слышать её крики на тренировке. Через год я начала тренироваться у неё. Поначалу было просто невыносимо. Но надо заметить что без причины не орали никогда. Но если начиналось,то это была кактастрофа, и получали уже все. Когда у нас осталась небольшая група,я стала лидирующей гимнасткой(мне было лет 11) При этом в зале меня называли в основном по фамилии, и почти на каждой тренировке доводили до слёз(хотя впринципе это сделать довольно сложно). но вы знаете,гдето через пол года это превратилось довольно в привычную рабочую обстановку,слёзы прекратились. На соревнованиях это особого результата не давало(я от природы довольно самоуверенный человек) но зато теперь я небоюсь вообще практически никакаго крика, хотя лет в 11 меня это приводило в истерику, и умею довольно быстро морально собираться,что несомненно помогает. Так что лично мне кажется у каждого есть какойто свой рубеж который переходить нельзя. Некоторые девочки из нашей групы конечно уходили,не выдерживали, но очень многие воспринимали как должное, и многим помогало.

Lanetta: Прочитала ваши мнения, рассказы и просто не могу остаться в стороне сама гимнастикой не занималась, но занималась серьезно танцами, в разговоре о крике тренеров много чего могу рассказать. Были у меня тренеры, которые вообще не умели повышать голос, были и такие, для которых крик был средством самовыражения. В первом случае все было чудесно, и атмосфера и отношение, да вот только результатов ноль, а во втором....сначала все было очень плохо, еще и потому что тренер не просто кричала, а сначала говорила тихо-тихо, а потом кааак заорет!мне не зыбыть этого никогда! но потом нашла классный способ, в кульминационный момент я представляла, как беру стул, подхожу к тренеру и даю ей этим стулом по башке. Как вы думаете это нормально!? помоему точно нет. Но тем не менее результаты не застваили себя ждать, благодаря ей я значительно повысила свой уровень, и очень благодарна ей за это. Еще были у меня чудные тренера, супружеская пара, казалось бы все у них было прекрасно, и спокойно разговаривали, и кричали когда надо, и все в меру, адекватно, с пользой. Одна беда-все слухи, интриги, обиды они не толко поощряли, но и создавали для них благодатную почву, умело используя их для своей выгоды, и чтобы не сойти с ума в таком коллективе детям приходилось слишком рано взрослеть. у них это называлось "здоровой конкуренцией".....Вобщем, подводя итог, хочу сказать каждый родитель хочет, чтобы его ребенок, добившись успеха сохранил нормальную психику, поэтому при выборе тренера надо прежде всего увидеть в нем те качества, котрые вы в будущем хотите увидеть в своем ребенке. если он уравновешен, умен, успешен, разносторонне развит, то можно спокойно отдавать ему своего ребенка, а если вы не всегда понимаете его поведения, то... стоит задуматься или по крайней мере пытаться что-то делать. На мой взгляд необязательно создавать искуственные ситуации перед выступлением и не надо заставлять мамочек сидеть в машинах, такие радикальные методы только усугубят ситуацию, во всем нужна золотая середина. Даже когда речь идет о достижении великих целей

Норушка: Lanetta пишет: при выборе тренера надо прежде всего увидеть в нем те качества, котрые вы в будущем хотите увидеть в своем ребенке. если он уравновешен, умен, успешен, разносторонне развит

valy: Удивительное единодушие, никого не возмущают крики тренеров, поэтому они и кричат и обзывают детей, а могут оказывается еще и "пару раз шлепнуть". Мне рассказывал один тренер, она работала в Австралии, так по-первости на нее родители чуть ли не в суд подавать хотели, так что она быстренько научилась работать без крика и оказывается, что метод выработки индивидуальной мотивации и положительного отношения к тренировке ничуть не хуже метода унижений и ребенок вырастает с нормальной психикой. Не воспитываем ли мы будущих жертв домашних тиранов?

Leon: вот что я вам скажу. Все когда-то на кого-то орут. Но моральные устои тренера должны быть не на уровне базарной бабы, а на высоком профессиональном уровне. Если кроме как истиричным криком ничего не может добиться от ребенка , то пусть лучше идет на базар рыбой торговать.Тренер с нормальной психикой, опытом работы с детьми и соответственно высоким профессионализмом добьется от ребенка всего. А те кто обвиняет то детей то родителей расписывается в своей профессиональной непригодности. Нечего детей колечить и ломать им будущее... Мне очень повезло с тренерами.По сей день вспоминаю с добрыми словами. А что вспомнят дети на которых орут истерички? valy а на счет суда это очень актуально. Если человеческий язык не понимают пусть раскашеливаются...

valy: да, только у нас до суда что-либо довести по-моему невозможно, даже если просто пожалуешься останешься за порогом гимнастики, никто не возьмет, а другого стиля общения наши тренеры не знают ведь и их также воспитывали и я всерьез задумываюсь вообще прекратить занятия, стоит ли овчинка выделки.

Leon: valy а сколько вы занимаетесь и где? Да уж тяжелое совдеповское воспитание наложило свой отпечаток на психику многих тренеров. Правда раньше занимались бесплатно и не везде детей дрессировали, были и разумные люди. Только сейчас ситуация изменилась. Сейчас мы платим за занятия, но нас же и "имеют" за наши же деньги. Жаловаться ненадо никуда , только ребенку проблемы создаются. На самом деле дети не нужны никому кроме родителей... Так что действительно стоит хорошенько подумать, а стоит ли овчинка выделки или лучше вырастить психически и физически здорового ребенка...

valy: Мы занимаемся 2-й год, до этого занимались в ЦСКА сначала фигурным катанием, потом гимнастикой, потом из-за сложной травмы 2 года не занимались. А ребенку только 8. И в общем-то тренерские методы мало где, чем отличаются, просто еще где-то поборы меньше, где-то больше. У нас здесь этого слава богу нет, и обучение бесплатное, но вот методы. Все в общем-то держится на наших родительских амбициях, удовольствия дети от тренировок не получают, очень часто плачут. Тренер с детства давит на результат, а чтобы хотя немного добавить игры в тренировки, как-то сделать тренировку интересной. Вот я и думаю, стоят ли мои амбиции физического и психического здоровья ребенка. Тем более она часто стала болеть простудами, а это скорее всего защитная реакция организма на стрес, хотя выступать любит да и данные хорошие, мышцы после тренировок никогда не болели.

z-ляля: valy хорошо что охоту от выступлений не отбили у девочки, а то многие дети по наступлению 7 , 10,14 лет (самые критические сроки =))) начинаю задумавться об уходе из спорта ... тк им становится тяжело ... кости уже не такие мягкие как в детстве и растяжка не столь радостна, многие уходят из-зи того что на них возлогается огромная ответственность и они не могут нести токой огромный груз...у меня так с одной девочкой было .... она была лидером... и вся ответственность была на ней...закончилось тем что она боится соревнований я незнаю что и делать...подскажите кто что думает

mora: z-ляля может, не ставить ей каких-либо задач на соревнования, чтоб выступала в свое удовольствие. легче относится к неудачам самому тренеру: если выступит плохо, похвалить хотя бы за один хорошо выполненный элемент. смотреть, как выступают соперники и находить у них ошибки, чтоб она видела, что не она одна волнуется и ошибается. и обращать внимание именно на тех девочек, которые выступают с настроением, с удовольствием. и учиться именно у них. а еще может сводить на балет или выступления каких-нибудь народных танцеальных коллективов, где присутствует особая энегретика танца. т.е. сместить акцент с ответственности на эмоциональную сторону выступления.

Жень-шень: Ой девочки! Пришла почитать умненького про психологическую подготовку. Я завидую вашему терпению. У нас тренер даже замечание не может сделать ребёнку. Мамашки встают на дыбы.Но правда,результат от тренировок почти равен нулю. На прошлой тренировке тренер сделала замечание двум болтающим девочкам. Сегодня их мамашки оборвали мне телефон( я владелец этого спротивного зала) с требованием поменять тренера. Пришлось объяснять, что гимнастический зал не место для гостевания. Вроде поняли, но нервов испортили и настроения... У нас вообще художественной гинастики нет, с трудом нашла девочку- мастера спорта по худ гимнастике. За месяц виден прогресс.И вот тебе на их драгоценных дочерей даже вздохнуть нельзя. Знаете, когда предприятие комерческое, и держится на родительских ежемесячных выплатах, то не очень-то и крикнешь. Правда результата недождёшься....

Маринка: Жень-шень В Германии почти тоже самое)

USCoach: Жень-шень а вы откуда?

Хуторянка: Leon пишет: "моральные устои тренера должны быть не на уровне базарной бабы, а на высоком профессиональном уровне. Если кроме как истиричным криком ничего не может добиться от ребенка , то пусть лучше идет на базар рыбой торговать.Тренер с нормальной психикой, опытом работы с детьми и соответственно высоким профессионализмом добьется от ребенка всего. А те кто обвиняет то детей то родителей расписывается в своей профессиональной непригодности. Нечего детей калечить и ломать им будущее..." Полностью поддерживаю, а то кто из вас знает сколько деток "покалечены" морально? Ведь физические раны - сразу видны, а душевные? Никто, только те, кто бросил или остался и терпит, потому что втянулся. Да, агрессия - это для спортсмена как допинг, особенно внешняя агрессия, но, смею вас заверить, мы два года сидели на этом допинге, вроде бы ничего, результат был, ну крикнет тренер, ну назовёт там "курицей" или "коровой"- обратите внимание те мамы, которые считают это нестрашным, да моя вина - я тоже была уверена, что ничего страшного нет... но увы... сейчас мы проходим реабилитацию у психолога - эта ржавчина стала разъедать не только душу, но и тело моей девочки, крики по ночам и истерики днём, агрессия и остальные плоды таких тренировок - вот результат! Не надо, мамочки, думать, что всё пройдёт само собой и рассосётся, неправда, психика ломается, и если вы не хотите оставлять гимнастику - бросайте такого тренера!

USCoach: Я думаю психологическая подготовка важна и для родителей, но с точки зрения влияния на ребенка. Очень часто не имеет значения как ты подготовил ребенка, но если родители вне зала "давят" на гимнастку часто этого не осознавая, то результата не будет так как ребенок будет выступать "из-под палки". Я не могла этого понять когда начала тренировать впервые. Одна из моих маленьких учениц, очень талантливый ребенок, замечательно делала все на тренировках, а на соревнованиях была очень скованной, напряженной. Когда я с ней поговорила, оказалось что мамочка ей пообещала новую скаклку (полутапочки, мячик взависимости от ситуации) только если она займет 1-е место, представляете? И бедный 7-ми летний ребенок "отрабатывал" новую скакалку. Все предметы она отдалживала у меня, я думала что у них финансовые затруднения, а как оказалось, родители этим пытались контролировать и манипулировать результаты ребенка. Это, конечно, экстримальная ситуация. Я перед началом сезона выдаю письмо родителям в котором обьясняю как себя вести до, во время и после соревнований чтобы ребенок получил необходимую моральную и эмоциональную поддержку. Поделитесь своим мнением, как родители могут помочь гимнастке не мешая подготовке которую дает тренер.

Хуторянка: USCoach Родители могут только принимать с уважением любое достижение ребёнка, это однозначно, не надо заставлять ребёнка "прыгнуть выше головы". А психологической подготовкой должен заниматься специалист, потому что неуч может только навредить! Если тренер не является психологом, не учил детскую психологию по существу, или же не имеет этого дара от Бога - то надо брать человека, который сможет настроить обстановку с детьми и даже с родителями - он будет тем буфером, между родителями - детьми - тренером. Отдушиной, если хотите. У каждого специалиста есть свои секреты, как добиться психологической подготовки спортсмена, не мешая работе тренера. Я скидываю статью о подготовке спортсмена. Факторы, влияющие на результат соревновательной деятельности "В общем, и упрощенном виде спортивный результат слагается из трех составляющих: · физической подготовки; · функциональной подготовки; · совершенствования механизмов нервно-психической регуляции двигательной деятельности и поведения человека. Спортивный результат снижается при ослаблении любой из этих «трех опор». Классификация препятствий и трудностей. Исходя из детерминации переживаний спортсмена, П.А.Рудик предложил выделить две группы трудностей в спортивной деятельности: объективную и субъективную. Объективные трудности - это те, что обусловлены специфическими для данного вида спорта препятствиями, без преодоления которых спортсмен не может овладеть им. Примерами таких трудностей могут быть большая мышечная сила, которую нужно проявить при поднимании штанги, быстрота, требующаяся при нанесении удара в боксе, необходимость продолжать усиленную мышечную работу в состоянии утомления (например, в беге на длинные дистанции при финишировании, когда наступает кислородное голодание), высокая координированность движений, необходимая при выполнении гимнастических упражнений на снарядах, и т.п. Отличительной чертой объективных трудностей является то, что они по своему содержанию одинаковы для всех людей, стремящихся совершенствоваться в выбранном виде спорта. Они варьируются лишь по количественным нормативам, устанавливаемым для спортсменов различного возраста и квалификации не меняясь по своему психологическому качеству. Поэтому преодоление объективных трудностей, по мнению Рудика, обязательно для каждого спортсмена. Субъективные трудности – это трудности, основу которых составляет личные отношения спортсмена к объективным особенностям данного вида спорта, условиям тренировок, спортивных соревнований и т.п. Эти трудности, как правило, носят индивидуальный характер и могут быть различны у представителей одного и того же вида спорта. Это может быть страх, связанный с воспоминанием о травме, полученной на предыдущей тренировке; смущение, вызванное реакцией зрителей; боязнь противника, преувеличенная оценка его сил и способностей; незаинтересованность в данных соревнованиях (например, масштаб их представляется спортсмену незначительным, в связи с чем не вызывает стимула к затрате больших волевых усилий) и т.п. Рудик указывает на то, что преодоление субъективных трудностей осуществляется за счет волевых усилий. Внутренние и внешние препятствия порождают субъективные и объективные трудности. Внутренние препятствия порождают субъективные трудности, а внешние препятствия порождают объективные трудности. Другая классификация, более подробная была предложена Ф.Геновым (1971), где он выделял следующие виды трудностей: трудности, связанные с физической подготовкой спортсмена и его физическими состояниями; трудности, связанные с техническими выполнениями отдельных действий; трудности, связанные с выполнением тактических действий; трудности, связанные с приобретением спортсменом знаний по данному виду спорта; трудности, связанные с моральной подготовкой спортсмена; трудности, связанные с преодолением отрицательных физических состояний и эмоциональных переживаний спортсмена. Многочисленные исследования показывают, что отрицательные формы предстартовых состояний (см. в читальном зале «Предстартовые состояния») не только вызывают отчетливо переживаемый психический дискомфорт, но и отрицательно воздействуют на готовность к спортивной борьбе и на результат соревнования. Психическое напряжение, сопровождая любую продуктивную деятельность, возникает как в тренировке, так и в соревнованиях. Но по направленности и содержанию они различаются. Напряжение в тренировке связано главным образом с процессом деятельности, с необходимостью выполнять все более возрастающую физическую нагрузку. В экстремальных условиях соревнований к нему добавляется психическое напряжение, определяемое целью достижения определенного результата. Условно напряжение в тренировке называют процессуальным, а в соревнованиях результативным. Обычно они проявляются не только в деятельности, но и до нее, с той разницей между ними, что процессуальное напряжение возникает непосредственно перед тренировкой, а результативное может возникать задолго до соревнований. Само по себе состояние психического напряжения есть фактор положительный, отражающий активизацию всех функций и систем организма, гармонично включающихся в деятельность и обеспечивающих ее высокую продуктивность. Если напряжения чрезвычайно высоки и продолжительны, они могут перерасти в психическую напряженность. Она рассматривается как фактор отрицательный, поскольку эта дисгармония функций, чрезмерное эмоциональное возбуждение, избыточный и неоправданный расход энергии, в первую очередь нервной. Обычно к психическому перенапряжению приводит продолжительная работа на грани между напряжением и напряженностью. Признаки психического перенапряжения: Общие признаки: быстрая утомляемость, снижение работоспособности, расстройство сна, отсутствие чувства свежести и бодрости после сна, эпизодические головные боли. Специфические признаки: характеризуют каждую стадию в отдельности. Выделяют три стадии психического перенапряжения: Первая стадия – нервозность. Ее признаки – капризность, неустойчивость настроения, внутренняя (сдерживаемая) раздражительность, возникновение неприятных, иногда болезненных ощущений в мышцах, внутренних органах и пр. Вначале они проявляются редко и не очень выражено. Когда появляется капризность, спортсмен остается организованным, дисциплинированным, как всегда, качественно выполняет задания тренера, но периодически выражает недовольство то каким-нибудь тренировочным заданием, то тоном обращения с ним, то бытовыми условиями и.т.д. Это проявляется не только в словах, но и в мимике, жестах, всем поведении спортсмена. У взрослого спортсмена каприз – это первое проявление слабости, усталости, это инфантильная реакция на трудную ситуацию в условиях конфликта между пониманием и нежеланием действовать. Неустойчивость настроения выражается в том, что спортсмен то смеется в ответ на шутки, то ходит мрачный, насупившийся, создавая впечатление недовольства всем. При незначительном успехе он испытывает неадекватную радость, которая, однако, быстро сменяется негативным отношением к окружающему. Внутренняя раздражительность, как одно из проявлений неустойчивости настроения, чаще всего замечается во взгляде, мимике, пантомимике, но пока не выражается в более крупных поведенческих актах. В своих высказываниях спортсмен становится более прямолинеен, иногда язвителен, но спонтанную раздражительность контролирует и сдерживает. Появляются неприятные, иногда болезненные ощущения в мышцах, внутренних органах, суставах, коже, и.т.д., которые быстро проходят или переходят с одной части тела на другую. Проявление признаков психического перенапряжения в наиболее нагрузочные периоды тренировки можно считать закономерными. Вторая стадия – прочная стеничность. Ее признаки – нарастающая, несдерживаемая раздражительность. Эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, беспокойство, напряженное ожидание неприятности. Нарастающая, несдерживаемая раздражительность выражается в том, что спортсмен все более и более утрачивает самообладание, проявляет гневливость, направляя ее на товарищей, тренера, нередко на совершенно случайных людей. Не выдерживая нагрузки, спортсмен может не явиться на тренировку, или отказаться что-либо выполнить из заданий тренера. Часто спортсмен остается корректен с тренером, а всю ситуативную аффективность изливает на людей посторонних, случайно подвернувшихся ему под руку. Эмоциональная неустойчивость выражается в нарушении оптимального уровня эмоционального возбуждения, чаще всего в сторону перевозбуждения. Становятся отчетливыми колебания работоспособности, появляется еще большая, чем на первой стадии, выраженная неустойчивость настроения, нередко индивидуально своеобразная. Внутреннее беспокойство и напряженное ожидание неприятностей становится постоянным спутником спортсмена. То, что раньше воспринималось естественным, само собой разумеющимся, начинает казаться спортсмену отклонением от нормального течения событий, сигналом возможного неуспеха. Сомнения в целесообразности дальнейших усилий, неудовлетворенность собой, окружающими, образом жизни означают, что психическое перенапряжение зашло столь глубоко, что близка третья стадия. У некоторых спортсменов вторая стадия бывает настолько кратковременна и не выражена, что фактически можно говорить о переходе первой стадии сразу в третью. Третья стадия-астеничность. Ее признаки: общий депрессивный фон настроения, тревожность, неуверенность в своих силах, высокая ранимость, сензитивность. Общий депрессивный фон настроения выражается в подавленности, угнетенности, заторможенности, пассивности, снижении общего тонуса и мотивации деятельности, отсутствии привычных желаний (не слушает музыку, не идет в кино, избегает общения и.т.д.). Преобладающим является мотив долженствования, недостаточное развитие которого в этом состоянии приводит к резкому ухудшению качества исполнения тренировочных заданий, отлыниванию от тренировок. Ставится под сомнение запланированный результат, возможность выигрыша даже у слабых противников, предсоревновательные тренировочные результаты спортсмен склонен интерпретировать в пессимистичных, не предвещающих успеха тонах. Возможно появление страха. Тревога (тревожность) выражается в нарушении внутреннего психологического комфорта, переживание сильного беспокойства, или даже страха в ситуациях, ранее относительно безразличных для спортсмена. Неуверенность в своих силах является следствием мыслей о несоответствии своих возможностей поставленной цели. Как тревожность, так и уверенность (неуверенность) в себе могут быть свойствами личности, так и носить ситуативный характер, отражая состояние спортсмена. В данном случае речь идет о таком психическом состоянии, когда даже уверенный в себе, в своих силах спортсмен начинает сомневаться, что их хватит для достижения цели. Крайние случаи развития этого состояния приводят к отказу от цели и уходу из спорта. В.Э.Мильман рассматривал взаимосвязь между соревновательной надежностью и общими, специальными свойствами личности. Влияние общих свойств личности на результирующие показатели, в качестве которых выступают показатели соревновательной надежности и оптимальности предстартовых состояний спортсменов, в целом ограничено и опосредованно. Качества специальной структуры личности тесно связаны с результирующими параметрами соревновательной деятельности. В общей структуре личности спортсмена, исходя из влияния на соревновательную надежность, Мильман выделял две основные группы свойств по Кэттелу. Стенические свойства способствуют оптимальной стартовой мобилизации и надежным соревновательным выступлениям. Это С - «эмоциональная зрелость», Е-«стремление к доминированию», F-«положительный эмоциональный тонус», Н-«решительность, Q3-«самоконтроль». Астенические свойства могут отрицательно влиять на предстартовые состояния и соревновательную устойчивость, усиливать отрицательные воздействия стресс-факторов. Это L-«защита», О - «беспокойство», Q4-«напряженность. В.Э. Мильман исследовал профили в различных видах спорта, так в общеличностном профиле фигуристов развита группа стенических свойств: общая эмоциональная устойчивость, доминирование, решительность, самоконтроль, малая тревожность. Непосредственно влияние общих свойств личности на характер и результаты соревновательных выступлений у фигуристов значительнее, чем у представителей других видов; общие свойства в большей степени, чем специальные, коррелируют с показателями соревновательной надежности . Горбунов, также описывает дополнительные факторы, которые могут оказывать неблагоприятное влияние на спортсмена. Если при привычной тренировочной нагрузке, далекой от максимума объема и интенсивности, у спортсмена наблюдаются явные признаки первой стадии психического перенапряжения, то причины его надо искать в дополнительных факторах. Ими могут быть: Значимость соревнований. Она определяется многими факторами, но в первую очередь соотношением цели уровнем подготовленности спортсмена. Спортсмен испытывает напряжение тем больше, чем меньше вероятность достижения цели. Другими словами, чем выше цель и чем ниже уровень подготовленности, тем сильнее будет предсоревновательное напряжение. Эти два фактора обуславливают, так сказать, абсолютную значимость соревнований независимо от их ранга и состава участников. Участники первенства школы могут испытывать напряжение не меньше, чем участники первенства страны, так как стать чемпионом школы не менее значимо, чем для другого стать чемпионом страны. В большинстве же случаев, чем больше значимы соревнования для спортсмена, тем раньше и с большей интенсивностью проявляются изменения в его психическом состоянии. Для эмоционально возбудимых, эмоционально неустойчивых спортсменов искусственное временное снижение значимости выступления в соревнованиях является действенным способом оптимизации их состояний. Состав участников соревнований – фактор, тесно связанный с первым. Наличие сильных соперников повышает их значимость, предъявляет высокие требования к наличию или отсутствию информации о них. Поскольку неопределенность всегда вызывает излишние напряжения, необходимо иметь вполне конкретную информацию о составе участников. Но эта информация должна быть не только необходимой, но и достаточной. Наибольшей высоты напряжение достигается в тех случаях, когда ожидается острая борьба между равными по силам спортсменами. Организация соревнований. Торжественное открытие, предсоревновательные ритуалы, регламент соревнований, своевременность стартов, объективность судейства, зрители, их поведение и количество могут оказать как положительное, так и отрицательное влияние на динамику предсоревновательных и соревновательных состояний спортсменов, что определяется их опытом и индивидуальными особенностями. Поведение людей, окружающих спортсмена (и особенно тренера). Случайно брошенное необдуманное слово, раздражительный тон, отчетливое проявляемое волнение, суетливость, избыточная и несвоевременная мотивация (особенно со стороны руководителя), колкости, едкие замечания, запугивания, завышенные обещания, негативные оценки, преждевременное объявление планируемого результата – все это оказывает существенное влияние на состояние спортсмена. Индивидуально психологические особенности спортсмена главным образом те, которые определяются такими свойствами нервной системы, как сила – слабость, уравновешенность – неуравновешенность. Степень овладения способами саморегуляции. Умелое и своевременное использование способов саморегуляции может нивелировать многие из факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на состояние спортсмена в период соревнований. Исполнение целесообразного ритуала предсоревновательного поведения. Реализация закрепившейся последовательности действий в день соревнований и перед стартом тех действий, которые в предыдущих соревнованиях завершались успехом, тем более триумфом, вселяет в спортсмена уверенность, благотворно влияет на динамику психического напряжения. В этом ритуале не редкость приметы, суеверия, ритуальные действия. Их резкое пресечение не способствует положительной динамике предсоревновательного психологического состояния. Психологический климат в коллективе, характер и особенности взаимоотношения его членов. Среди факторов, которые влияют на результаты соревновательных выступлений А.Л. Меньщикова выделила публичность соревнований. Она подчеркивает, что влияние зрителей спортивных состязаний на уровень достижений спортсменов имеет важное научное и прикладное значение для спортивной практики. В психологии она получила название «эффекта социальной фассилитации», т.е. эффекта влияния присутствия зрителей и судей на психику, на сознание и поведение спортсменов во время соревнований. Сущность этого эффекта состоит в реакциях спортивных болельщиков, выражающих свое эмоциональное отношение к спортсменам во время их выступлений на «своем» или «чужом» поле, что выражается либо в побудительных, либо в тормозящих стимулах деятельности для демонстрации своего спортивного мастерства участниками соревнований. Публичность соревнований – это отражение в сознании и психическом состоянии спортсмена общественных условий соревновательной деятельности, связанных с психологическим воздействием публики и соревновательного стресса. В зрелищных видах спорта спортсмен должен в какой – то мере сознавать присутствие зрителей, стремиться вызвать момент сопереживания зрительного зала именно его выступлению, вступать с публикой и судьями в зрительный контакт, стараться передать им свое настроение, мысли и чувства, и если ему это удается, то выступление обычно оказывается более успешным. Формирование и развитие у спортсменов коммуникативного потенциала предполагает способность сознательно управлять эффектами социальной фасилитации. Под этим подразумевается сознание спортсменом своих возможностей в ситуации выступления перед широкой аудиторией, сопровождаемое положительным эмоциональным состоянием. Спортсмен чувствует и видит свою связь со зрителями, вступая с ними в незримую психологическую связь, он стремиться подчинить своему влиянию коммуникативную ситуацию и тем самым получить определенные преимущества перед соперниками. При этом влияние публики репрезентирует для спортсмена влияние социальной макросреды, например, социально – психологическую поддержку его народа, общества, что активирует мотивы достижения и патриотические чувства спортсмена. Максимально мобилизовать свои ресурсы под воздействием эффекта социальной фасилитации спортсмену, особенно неопытному, удается далеко не всегда из-за переживаемого стресса. Свободное владение собой в ситуации публичного выступления – довольно сложная задача не только для опытных спортсменов, но даже для профессиональных актеров. (Вяткин,1981). Кроме активизирующего и мобилизующего влияния зрителей спортсмен может воспринимать и негативный поток их реакций, что приобретает особую субъективную значимость при выступлении на «чужом» поле. Как отмечает социальный психолог Б.Ф.Поршнев, «к таким подавляющим факторам относятся выражения порицания. Подчас условным сигналом служит даже не слово – достаточно укоризненных взглядов, насмешливой мимики, указания пальцем, чтобы наступили неспецифические реакции подавления тех или иных действий или снижения общей активности центральной нервной системы». В ряде исследований экспериментально изучалось влияние зрителей на психическое состояние и достижение спортсменов, где моделировалось несколько типов реакций зрителей на их выступление. Негативная реакция проявлялась зрителями молча или шумно вслух – на поведенческом и вербальном уровнях. Положительная, поощряющая выступления спортсменов реакция выражалась также двумя способами: или только на поведенческом уровне, или выражаемая открыто одобрительными возгласами, поощряющими спортсмена восклицаниями. Третий тип реакций зрителей в этом эксперименте – это отсутствие какой–либо реакции и оценки в ответ на выступление спортсмена. Результаты этого исследования показали, что успешность спортсмена может закономерно изменяться в зависимости от преобладающего типа влияния зрителей на его сознание и психику. Поэтому присутствие своих болельщиков «группы поддержки» на трибунах стадиона не роскошь, а необходимое условие для психологической помощи своим спортсменам и командам, в особенности на международных соревнованиях. Таким образом, поведение спортсменов в ситуации тренировки и соревнований испытывает на себе значительное влияние факторов психической природы. Данные факторы способны как мобилизовать спортсмена, повысить эффективность его деятельности, так и, наоборот, снизить ее. Наиболее детально проблема влияния психических факторов на эффективность спортивной деятельности исследована в рамках проблемы надежности, поэтому представляется целесообразным обратиться к анализу данного понятия."

Хуторянка: Нашла статью знаменитого тренера Кныша о тренерском труде, особенно мне нравятся пара цитат, они максимально передают суть обсуждаемой проблемы, т.к. дети больше времени проводят с тренером, чем с родителями, да и тренер, например, для моей дочери, изначально был авторитетом, все мои советы отбрасывались сразу же, т.к. я - не тренер, я ничего не могу знать, а вот М...... С........ сказала то-то, и это принималось как аксиома! Почти на 100 процентов в основе тренерского успеха лежит педагогика и психология! Для спортсмена тренер - это нянька, учитель, врач, массажист, психолог, вдохновитель и талисман. "Его величество Тренер" Заметки Р.И. Кныша, посвящённые проблемам тренерского труда. Ренальд Иванович Кныш, заслуженный тренер СССР, воспитавший олимпийских чемпионок по спортивной гимнастике Елену Волчецкую и Ольгу Корбут, чемпионку СССР Тамару Алексееву. Его Величество Тренер. "После нас хоть потоп!" У нашего спорта славная, но неоднозначная история. Проведя в нём много лет, я понял его сильные и слабые стороны. О силе свидетельствуют медали спортсменов, о которых взахлёб сообщают СМИ. О причинах слабости говорить не принято. Но, чтобы поднять наш спорт на неизмеримо более высокий уровень (а это возможно с уменьшением затрат!), нужно открыть его чёрные секретные карты, которыми я много раз был бит. Вся система спорта перевёрнута с ног на голову и направлена на подготовку середнячков. А если кто-то и прорывается наверх, то не благодаря системе, а вопреки ей. Почему же тренеры не кричат об этом? Потому что заинтересованы в своём превосходстве над остальными. Я пробовал оформить свои предложения в Минспорта от имени группы заслуженных тренеров, но никто из них не подписался под моими листами, сказав, что не намерены плодить себе конкурентов и ссориться с руководством. Тренер знаменитой гимнастки 70-х Людмилы Турищевой Владислав Растороцкий, меняя место жительства, разогнал своих коллег и отдал все залы другим видам спорта, оставив себе лишь один захудалый. А подвыпив, похвалялся мне: "Теперь за 50 лет не восстановят! Будут говорить: был Растороцкий - была гимнастика, нет Растороцкого - нет гимнастики". Он оголил десятки спортшкол России, взяв из них лучших учениц. На мой вопрос, зачем он это сделал, ведь больше одной гимнастки тренер схватить не может, Растороцкий ответил: - А сколько своих конкурентов я уничтожил?! Половина из них после этого плюнет мечтать и станет халтурить. Главные противники появления новых спортивных звёзд - действующие и бывшие знаменитости и их тренеры, желающие оставаться в истории спорта в гордом одиночестве. Это почти естественное человеческое стремление почему-то не учитывается нигде и никем. В 60-х я с удивлением наблюдал, как сдерживали всех гимнасток, кроме Ларисы Латыниной. Перед Олимпиадой - 60 в Риме мою ученицу Елену Волчецкую вызвали на предолимпийские сборы вместе со мной, но главный тренер сборной БССР Роман Ваткин спрятал вызов, так как в олимпийской команде был его ученик. Когда он узнал, что я создаю школу, из которой должна выйти вся сборная СССР, и успешно учу молодых тренеров, то приказал перевести их на ставку и набрать по 40 новичков. Из-за этого я ушёл из спорта. Чемпионы отлично знают, что их "сделал" тренер. Поэтому, унижая или уничтожая тренера, они бьют в самое сердце спорта! Ольга Корбут во время мирового турне нахально заявляла репортёрам, что, когда она начинает фантазировать и выдавать новые элементы, тренер от страха убегает из зала! Когда я пытался объяснить, что всё новое давно придумано и опробовано мною на других ученицах, на меня глядели, как на самозванца. О горшках и перехватчиках. Перечислю важнейшие из барьеров, каждый из которых способен уничтожить труд тренера: 1. Вопиющая тренерская безграмотность. В творчестве тренера уйма секретов, но эти методы, как правило, игнорируются, не собраны, не описаны, не изданы. Поэтому каждый наставник "изобретает свой велосипед", но ездить на нём удаётся очень немногим. Тот же Ваткин, разгоняя мою школу, выговаривал мне: "Тренеров учить надо. С ними нужно поступать, как со щенками: бросил в воду - кто выплыл, тот и тренер! Их злить надо! Разозлятся и выдадут чудо". 2. Глубокое заблуждение, что бывшие чемпионы - талантливейшие тренеры. Т.е. если пробегал стометровку за 10 секунд, то и всех научит так бегать. Уверенные в своих талантах, они часто не находят нужным глубоко вникать в педагогику, в структуру каждого движения. Намного продуктивнее те, кто не верит в свои ощущения, работает над собой, прислушивается и присматривается к своим коллегам. Яркие примеры: создатель румынской и американских гимнастических школ Бэла Кароли - бывший баскетболист, наставник Нелли Ким Владимир Байдин - бывший штангист. Почти на 100 процентов в основе тренерского успеха лежит педагогика и психология! 3. Ложь, что из массового спорта выходит олимпийский. Смешивать олимпийский спорт с оздоровительным - то же, что смешивать производство горшков с шедеврами скульптуры на том лишь основании, что и то и другое делается из глины. Тренеров обязывают набирать десятки малышей. А ведь ученик с нужными формами тела для каждого вида спорта виден почти сразу. Но талант гибнет в этом "колхозе". Из-за недостатка времени ему закладывают неправильный (неисправимый) фундамент движений и прививают лень и разболтанность. У нас почти все опытные тренеры годами работают с такими испорченными учениками. А у первых тренеров появляется отвращение к работе из-за её бессмысленности, ибо каждые 2-3 года всю эту детсадовскую массу детей приходится менять. Платят-то не за качество работы, а за количество голов! Для большого спорта нужны единицы здоровых учеников, с которыми с первых минут надо работать правильно. 4. Агитация тренеров искать таланты. Искать конечно нужно, но талант - неимоверная редкость. А чтобы он был заключён в верные параметры - вообще не вероятно. У меня и моих знакомых коллег каких-то особенных учеников не было. Их делают таковыми СМИ после того, как тренеры, годами отказываясь от многих жизненных благ, выводят своих подопечных в мировую элиту. Выдающиеся спортсмены - это плоды тренерской работы, а не грибы, которые нужно искать. 5. Пропаганда вреднейшего метода тренировочной работы: "делай больше - всё само получится". Чем больше ученик повторяет движение, тем больше заучивает ошибку, которую потом никакими силами не исправить! Спортсмен, пару лет позанимавшийся у безграмотного или перегруженного тренера, обречён остаться посредственностью. Бегун, привыкший не под нужным углом ставить ногу, не до конца и не в центр тяжести выпрямлять её, на каждом шагу теряет тысячные доли секунды! Игрок, научившийся элементарным (а значит, медленным!) приёмам, никогда не станет большим мастером, т.к. в критических ситуациях у него проявится первоначальный навык. Специальные упражнения, которые я давал для исправления брака первого года обучения, никогда не исправляли заученной ошибки. Успех обеспечивает только соблюдение экономных законов физики. 6. Право старшего тренера сборной отнимать ученика у его наставника или командовать им - самое подлое в спорте. Это то же, что запустить волка в овечье стадо. У каждого специалиста свои понятия структуры движений, и смешивать их нельзя. Это только нарушает старый навык, и результат ухудшается. Забрать у тренера полуготового воспитанника и передать его другому - то же, что отнять у художника недорисованную картину и дать её заканчивать другому автору. Есть целая категория тренеров-перехватчиков, которые норовят украсть спортсмена у вдумчивого наставника! Есть так называемые тренеры-браконьеры, которые, взяв на время чужого ученика и разрешив ему тренироваться, как "удобно", на краткий срок резко повышают его результат и тем подкупают его, но навсегда лишают возможности дальнейшего роста. А в оценочных видах - подкупают судей. Это вши на теле спорта, которые сосут кровь спортсменов и тренеров, ломая их судьбы. Но к таким перехватчикам очень не равнодушно руководство спортивных федераций, так как это позволяет давить целеустремлённых, а значит, непослушных специалистов. 7. Круглогодичные сборы. От них давно отказались в бывшем СССР, так как тренеру для раскрытия творческого потенциала требуется уединение в привычной обстановке, без подсматривания критиков и завистников. Если же ученика забирали, то результаты были совсем плачевными. Однако руководству федераций и Минспорта сборы выгодны, так как они в несколько раз увеличивают их доходы, а поездки с чужими учениками за границу ещё более обогащают чиновников. Награды за олимпийские победы призрачны, а такие поступления в карман весьма ощутимы и стабильны. Более чем 10-дневные сборы три раза в году с отрывом от дома вредны: спортсмен всегда лучше тренируется дома, если есть подходящее оборудование и условия. 8. Плохие условия тренировок на местах. Федерациям они выгодны, т.к., ссылаясь на них, можно забирать спортсменов на сборы, где эти условия созданы, а значит, тратить громадные средства на суточные, оплату гостиниц и ненужные поездки вместо того, чтобы купить оборудование для ДЮСШ. 9. Частые соревнования. Спортсмен не успевает "вылечиться" от одних и что-то выучить, как его обязывают выступать на других со старыми ошибками, усугубляя их. 10. Унижение тренеров. Если тренер многообещающий, его оскорбляют проверками, глупыми указаниями, уменьшением зарплаты, отнятием либо непомерным возвеличиванием учеников, забыванием о наградных, сплетнями, коллективными заговорами, отлучением от сборов, загранпоездок, указаниями ученику через голову учителя… Я всё это не раз ощутил на себе. Бывало, за год мою школу проверяли 8 раз. Мои ученицы с трёх Олимпиад привезли 5 золотых медалей и каждый раз получали ордена. Я не получил не одного. 11. Отбор команды. Если спортсмен представляет угрозу для ученика старшего тренера, то в команду он не попадёт. Такой фокус проделывали с моими ученицами Еленой Волчецкой и Тамарой Алексеевой, с другими сильными гимнастками. Потом признавали: да, мы ошиблись… 12. Отстранение тренера от ученика на ответственных соревнованиях. Так поступили со мной и воронежцем Юрием Штукманом, выгнав нас из зала в Токио, куда мы прибыли туристами за две недели до Олимпиады-64. Корбут не стала в Мюнхене-72 абсолютной чемпионкой только потому, что я не жил в Олимпийской деревне. Ей продуло спину, но никому до этого не было дела. Для спортсмена тренер - это нянька, учитель, врач, массажист, психолог, вдохновитель и талисман. Если бы в Сиднее все наши спортсмены были со своими тренерами, то медалей было бы в два раза больше. Я умнее тебя настолько… Главной причиной наших редких побед на Олимпийских играх является незаинтересованность тренеров и спортсменов в сильном спорте. Бывшие знаменитости, взявшие бразды правления в свои руки, часто проявляют не компетентность и спесивость. Так, многократный чемпион мира и Европы по тяжёлой атлетике Давид Ригерт, став тренером сборной СССР, решил использовать стимуляторы, применяемые болгарскими штангистами для накачивания мышц. У наших спортсменов начали рваться суставные сумки. Один из опытных тренеров попытался объяснить Ригерту, что сначала нужно укрепить суставные сумки, и только потом накачивать мышцы. В ответ тот произнёс: "Я был чемпионом и рекордсменом мира, а ты - рекордсменом своей области. Поэтому, подходя ко мне, ты должен понимать, что я умнее тебя настолько, насколько мир больше твоей области". Вскоре практически вся сборная вышла из строя. Сколько я бывал на сборах, никто никогда с тренерами не советовался. Такую систему нужно полностью менять, а не штопать. Начинать нужно с замены рвачей, хитрецов и равнодушных на порядочных и активных специалистов. За знания платить! Вторая проблема, решением которой у нас никто не занимается - обучение тренеров. Безграмотного тренера хоть золотом осыпь, но он золота не даст, а будет только портить отличный материал. Пока высоких результатов добиваются лишь самооткрыватели тренерских методов. Их очень мало, и они, естественно, не хотят делиться своими открытиями. Но если их знаниями вооружить сотни молодых тренеров, у нас появятся десятки олимпийских чемпионов. Как же передать знания мэтров молодым? Есть только один путь - выкупить их, щедро заплатив опытным наставникам. Это всё равно будет во много раз дешевле, чем содержать армию ремесленников, работающих на "авось", или приглашать заграничных спецов. Опытных наставников нужно заинтересовать, убедить и помочь написать методические пособия и книги о своей работе. Издавать же опусы бывших чемпионов, в которых они, как правило, восхваляют себя, замалчивая тренеров или изображая их своими прихвостнями, вредно. Минспорта мог бы объявить конкурсы на лучшие пособия по общей методике и по видам спорта, установить соблазнительные премиальные. Было бы полезно в спортивных газетах отвести полосы для тренерской учёбы, а ещё лучше - издавать хотя бы ежемесячно "Тренерскую газету". Век живи - век учись! Очень редко проводятся у нас тренерские семинары и конференции, на которые следует приглашать опытных наставников, в том числе пенсионеров. К сожалению, сейчас большинство тренеров уверены в достаточности своих знаний. Как-то выдающийся штангист и учёный Аркадий Воробьёв вместе коллегами совершил прорыв в технике и методике обучения и хотел поделиться результатами на соревнованиях в Каунасе. На его лекцию почти никто не пришёл. "Что мы, мальчишки, чтобы нас учить?!" - возмущались "спецы". Я сам почти два года безрезультатно учил бывалых тренеров, испорченных своими убогими успехами и общей тенденцией. А ведь сколько бы ни было знаний у тренера, их всегда мало! Поэтому необходимы курсы повышения тренерского мастерства по примеру систем образования и здравоохранения. Тренеры должны проходить переквалификацию, от итогов которой зависела бы их зарплата. Нужно установить контакт спортивных вузов и ДЮСШ, чтобы студенты могли на практике обучаться тренерской работе с первого года занятий. В самих ДЮСШ нужны опытные тренеры-консультанты с правом на значительные наградные при успехах учеников. Нужна поисково-аналитическая научная группа по изучению иностранных источников. Японцы не стесняются заимствовать изобретения из разных стран мира. Благодаря быстрому их отбору и внедрению они шагнули далеко вперёд в развитии техники. Такой прорыв возможен и в области спорта. < При федерациях надо создать мозговые центры из толковых, опытных специалистов, которые бы руководили тренерской учёбой и подготовкой национальных сборных. Доверять всю сборную одному тренеру - глупость или хитрость! Отделение зёрен от плевел. Ключевой вопрос: где взять деньги на тренерский всеобуч? Они появятся, как только оздоровительный спорт будет отделён от олимпийского. Массовый спорт обязан быть самоокупаемым! Родители с радостью отдадут 5-7 долларов, лишь бы их чада не болтались по подъездам в сомнительных компаниях. Тренеры невысокого уровня уйдут в массовый спорт, высвобождая громадные средства. В олимпийском же будут работать единицы целеустремлённых. Федерации должны заключить с ними 4-8 летние контракты на подготовку олимпийских, мировых и континентальных чемпионов, обеспечить наставников достаточной зарплатой и разрешить им вести лишь 2-3-х спортсменов. Работа тренеров должна контролироваться и направляться мозговым центром федераций посредством видеокассет. Контракт может быть расторгнут по причинам, которые заранее должны быть чётко оговорены в документе. Поскольку в одиночку подготовить выдающегося спортсмена очень сложно, тренеру нужен помощник с такими же понятиями. У меня таким помощником была жена. Помощник - это тренер с такой же группой учеников, но желательно на олимпийский цикл моложе, работающий по программе ведущего тренера. Материальные вопросы следует продумать таким образом, чтобы все были заинтересованы в конечном результате. Перспективных ребят следует искать по всей стране и обучать их в УОР - училищах олимпийского резерва, которые сейчас работают почти в холостую, так как заполнены испорченными спортсменами. В ДЮСШ обязательно должны быть тренеры-селекционеры. Что развивать. В Беларуси, на мой взгляд, выгоднее развивать высокотехничные виды спорта, в которых успех определяют не столько сила и выносливость, сколько тренерская грамотность. Следует больше средств отдать индивидуальным видам спорта - борьбе, гимнастике, лёгкой и тяжёлой атлетике, фехтованию и т.д., так как именно в них Беларусь может прогреметь. В игровых видах нам ничего не светит - они в основном огорчают белорусский народ. Тренер - творец спорта. Чтобы резко поднять наш спорт, нужно тренера поставить выше спортсмена. Когда одним из руководителей белорусского спорта был Герман Матвеевич Бокун, сам выдающийся наставник фехтовальщиков, он сразу высоко поднял авторитет тренеров. Результатом стал поток олимпийских медалей белорусских спортсменов. Чтобы тренеры стремились давать высокие результаты, их надо серьёзно заинтересовать и материально, и морально. Я, с громадным трудом создав Корбут, потом чувствовал себя пришибленным и обманутым. О таких же ощущениях говорили мне Юрий Штукман, Владислав Растороцкий, Викентий Дмитриев, а Любовь Мироманова, не выдержав несправедливости, повесилась. Покойный Штукман как-то изрёк: "Намерен создать знаменитость - приготовься к плевкам в душу!" Воспитывая больших чемпионов, тренеры выпускают джина из бутылки. И хорошо ещё, если джин окажется добрым и воздаст должное своему тренеру. Но правильнее и справедливее это было бы сделать на государственном уровне. Именно тренер - главная фигура спорта, а выдающиеся спортсмены - лишь продукты тренерских энергии и интеллекта.

Принцесса: Знаете не все орущие и кричащие истерично тренеры могут работать результативно, сама знаю, работала в спортшколе концертмейстером, а есть тихо говорящие, но уважающие личность ребенка. Вот у таких тренеров результат на лицо, прикрикнуть может всякий, и настроение может меняться, ведь все мы люди. у меня теперь собственные дети занимаются гимнастикой, и пришлось беседовать с орущим тренером, разъяснять. И потом пришлось сменить вообще тренера, а то уже и до рукоприкладства доходило, орут часто от неумения донести то, чего ждешь от детей, от собственного бессилия, и зло потом тоже по этой же причине сравыется на наших детей. Подход должен быть индивидуальным, все дети по разному воспринимают и крик, и тихий говор, каждому своё, главное, чтоб без унижения личности!

листик: Принцесса 100 процентов согласна

Норушка: Принцесса, а доплатить не пробовали

olenka: Ну незнаю, как в зале где одновременно занимаеться от 5-6 групп (у одних хореография, у других растяжка, у третьих прогон)... шепотом говорить...да дети просто не услышат. А потом привыкают говорить громко. Уж наша на что лапочка, а ... орет как потерпевшая...это вынужденная мера.

Маринка: olenka пишет: Уж наша на что лапочка, а ... орет как потерпевшая...это вынужденная мера.

N@T@LI: Спасибо девочки!Нашла для себя столько нового! У нас у старшей когда тренер ушла в декрет мы 2,5года у старшего тренера были (мужчина пьющий часто и орущий неадекватно )результаты скатились в минус у всех "просто массовое катание какое-то было".Когда наша тренер вернулась (дай ей бог здоровья на многие лета) дети все как один группа 25чел от7-15лет,хором вышли шаг вперет из сторя и вернулись обратно.И результат хороший и дети в адеквате,и родители спокойные за чадушек своих! Моё мнение криком делу не поможешь,а настроить тренер и без крика может так что после проката весь стадион ребенку стоя аплодирует.Помните как Немов на олимпеаде "олимпийским спокойствием" всех сделал!Вот учиться надо!

Laa911: Хуторянка пишет: Нашла статью знаменитого тренера Кныша о тренерском труде, особенно мне нравятся пара цитат, они максимально передают суть обсуждаемой проблемы, т.к. дети больше времени проводят с тренером, чем с родителями, да и тренер, например, для моей дочери, изначально был авторитетом, все мои советы отбрасывались сразу же, т.к. я - не тренер, я ничего не могу знать, а вот М...... С........ сказала то-то, и это принималось как аксиома! Замечательная статья. Я тоже удивляюсь почему детей 1. Не учат правильно дышать 2. Не учат управлять эмоциями 3. Не прививают правильную спортивную "злость" стремление добиться, зная что нужно бузумно и безудержно стремиться к результату Возьмите к примеру любой восточный спорт 1. Перовое чему учат правильному дыханию 2. Управление эмоциями, (у меня ребетенок после сориков говорит, сердечко чуть не выпрыгнуло) и я не знаю как ребенка научить управлять эмоциями :-( Наверное это надо искать не в ХГ в единоборствах. Так как книг по ХГ нет, есть только нездоровая конкуренция (это я про большой спорт :-) 3. Это как следствие п.2 Моежет быть несколько сумбурно, но действительно упор делается на растяжке и максимальной сложности... а не на том как дашать и управлять своей эмоциональной энергией :-( Может чего кто присоветует?

GX: Laa911 Тема "вашего ребетенка" так и осталась нераскрытой на соседнем форуме. Там забанили, так теперь здесь пофлудить охота?

Норушка: Laa911 пишет: Может чего кто присоветует? Я думаю, что "сильные" тренеры это и так знают (и гораздо больше), а слабым тренерам нечего свою голову мудреными идеями забивать. На Востоке говорят, что "Каждый ученик достоин своего тренера"

Школьник: психология спорта - http://lugor.org.ua/publ/5; http://psysport.narod.ru/docs/statyi/index.html; http://www.teoriya.ru/treneru/sportpsy/archive/?year=2008;



полная версия страницы