Форум » ГИМНАСТИК-room (Gymnastics - Room) » Мужская художественная гимнастика (продолжение) » Ответить

Мужская художественная гимнастика (продолжение)

танюшка: Мужская художественная гимнастика Men's Rhythmic Gymnastics

Ответов - 243, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 All

Школьник: МУЖЧИНЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ / ВАШЕ МНЕНИЕ? Слабенько...

MariGay: Школьник предмет у них был явно лишний

Школьник: «Не как у девочек» Текст: Виктория Малькова Фото: Ксения Иванова Стереотипы, нехватка залов, соперничество с японцами и «дважды изобретенный» вид спорта — как живет и развивается мужская художественная (она же ритмическая) гимнастика в России Глеб нервничает: «Не отработал, почти никогда не ловил». Разбег, прыжок, бросок — двухметровая скакалка, вращаясь, летит вверх. Спортсмен не видит ее, опора с ног переходит на руки и обратно — колесо сделано. Скакалка, сложившись, падает на шею, а не в руку. Конечно, так не было задумано. По залу скользят легкие улыбки. Шестилетний мальчик не успевает расстроиться из-за этой случайности — бросок занимает всего пару секунд полутораминутного выступления, а следом — первая поездка в Москву, первая победа за пределами родного Петрозаводска и первые в России межрегиональные соревнования заставляют Глеба запомнить этот день красочным и веселым. А скакалка? Ну не упала, и ладно. Элемент сложный, главное, что баллы не сняли и выглядело красиво. Глеб Галковский помнит эту поездку и смеется над «удачей» даже спустя двенадцать лет. Сейчас спортсмену восемнадцать, и он троекратный победитель всероссийских соревнований по художественной гимнастике для мужчин в 2017–2019 годах. «Мальчик в купальнике с лентой» В России этот вид спорта принято называть мужской ритмической гимнастикой, или кратко МРГ, как бы подчеркивая его отличие от более привычной женской. Глеб рассказывает о своем спорте последовательно и понятно, постоянно вплетая фразы: «не как у девочек», «по-другому», «иначе». Для него это привычно: почти все, кто впервые слышат, что парень занимается художественной гимнастикой, сначала представляют себе «мальчика в купальнике с лентой». «Представляют до первого просмотра или до первого вопроса. Я всегда готов рассказать про гимнастику, потому что понимаю, что люди просто не знают. А если кто-то пытается поиздеваться, то у него это не получается. До меня с детства сложно было докопаться: в ответ мог просто прыгнуть сальто — ну и что тут женского?» По этой причине в школе Глеба не дразнили, но проявляли совсем другой интерес: например, просили выступить в День учителя и на других праздниках. Однако это скорее исключительный случай, художественную гимнастику продолжают воспринимать как «женский» спорт — именно об этом чаще всего говорится в комментариях к выступлениям спортсменов. Сила и пластика Мужская ритмическая гимнастика строится на движениях из восточных боевых искусств, исполняемых под музыку. Спортсмены делают ставку не на растяжку, а на силу, пластику и акробатику: как и в спортивной гимнастике, здесь в ходу сальто, винты и пируэты. Предметы для выступления и владение ими тоже отличаются: вместо ленты — трость (аналог боевой трости), вместо обруча — два кольца (щиты), вместо женских булав — другие, больше похожие на оружие. Из набора гимнастки остается только скакалка, но и ту парни используют как боевую веревку. Классическую женскую программу выполняют только в одном направлении МРГ — испанском. Родина МРГ — Япония. Первоначально ритмическая гимнастика не была видом спорта, с 40-х годов прошлого века дети занимались ею для того, чтобы улучшить физическую подготовку. С «импортом» европейской художественной гимнастики в конце 60-х мужская ритмическая гимнастика в Японии отделилась, развивалась самостоятельно и к 1980-м годам сформировалась в вид спорта. В России развивается именно это направление. Впервые о ритмических гимнастах заговорили в 1985 году после выступления японских спортсменов на Кубке мира в Токио. Не все тогда приняли мужчин со скакалками и кольцами, но теперь Японская ассоциация гимнастики развивает оба направления: женское и мужское. «Вдохновил и зарядил» С 2003 года японцы ежегодно проводят мировое первенство по МРГ. В 2005 году они организовали чемпионат мира для иностранцев, на соревнования приехали шестнадцатилетние самарцы Александр Буклов и Денис Юров. Денис Юров занял пятое место в многоборье. «Японцы всех поддерживали, они очень дружелюбная нация, — вспоминает Денис Юров. — Из-за того что это был отдельный чемпионат для иностранцев, местные спортсмены смотрели на нас как на начинающих учеников и очень старались всех подбадривать. Я помню, что всегда поддерживал тренер: как бы ты ни выступал, он всегда подходил и говорил, что все круто. Нашего тренера звали Кей, он тоже был из Японии. Он в то время был очень молодой, 23-летний парень, сам занимался в командах и сольно». Для шестнадцатилетнего Дениса тот чемпионат по мужской ритмической гимнастике стал первым чемпионатом мира, «вдохновил и зарядил». Денис до сих пор постоянно в разъездах по соревнованиям: только из МРГ он ушел в брейк—данс. «Я ушел практически сразу после чемпионата, месяца через два. Эти два месяца мы с Сашей занимались сами, потому что было не с кем. Никто нам не мог ничего показать. Я ушел, потому что решил, что хочу заниматься танцами. Но я не жалею, что занимался гимнастикой. Она мне очень много чего дала: физически подготовила, дисциплинировала». Александр Буклов завоевал на чемпионате три золота, серебро и бронзу. С этого момента началось постепенное развитие мужской ритмической гимнастики в России, в Москве набрали первые группы мальчиков для занятий МРГ. Но ни Александр, ни другие участники чемпионата не догадывались, что за год до этого новый вид спорта появился на другом конце страны. «Его вид спорта» В 2004 году в спортивном зале Школы гимнастики Петрозаводска тренер Наталия Галковская занималась с группой мальчиков-гимнастов. Младшим из них был ее сын, Глеб. С 1991 года Наталия тренировала девочек и всегда восхищалась гимнастикой: «Я понимала, насколько это универсальный вид спорта, какое он дает всестороннее развитие. Когда у меня родился сын, я подумала, что он обязательно должен заниматься гимнастикой, но с мужским уклоном. Хотелось больше силы, акробатики, но также виртуозного владения предметами и музыкального выступления, шоу и спорта одновременно. Так что этот спорт сам нашел Глеба». О мужской ритмической гимнастике в Петрозаводске к тому времени никто и не слышал, поэтому, чтобы избежать неверных ассоциаций и стереотипов, Наталия неловко называла свое изобретение то юношеской гимнастикой, то юношеской эстетической гимнастикой, но четко представляла, что в итоге должен получиться новый, артистичный и при этом мужественный, вид спорта. Местные родители отнеслись к вдохновленному тренеру и ее идее настороженно, и первый набор прозанимался всего два года. «Все шло по моим личным интуитивным знаниям и предположениям, — признается Наталия. — Из второго набора сохранился костяк из шести человек, и в том числе Глеб. Они стали первыми, кто смог выступить и показать, что я имела в виду. После их выступлений люди стали доверять нам и приводить мальчиков». Практически сразу к тренировкам подключился и отец Глеба, Игорь: «За эти пятнадцать лет изменился только возраст детей, теперь начинаю работать уже с четырехлетними. Те, кто начал в этом возрасте и удержался, становятся как бы преемниками самого спорта, у них врожденные качества. Для них управление предметом, допустим, становится естественным состоянием». Последние несколько лет Игорь практикует оздоровительные пластические боевые системы, то есть системы упражнений по типу восточных боевых приемов. Они и легли в основу нового «изобретенного» вида спорта. Игорь развивает у ребят пластику и силу, а Наталия — гибкость и владение предметом. В 2006 году на гала-шоу Наталия и Игорь наконец впервые увидели ритмическую гимнастику японцев, и Наталии стало ясно: она все делала правильно. Тогда же она узнала о первом российском чемпионе мира по МРГ и занятиях в других городах. «Вот так и вышло: мы просто занимались, а потом выяснилось, что такой вид спорта уже есть. И есть он в Японии, и уже двадцать лет там развивается», — улыбается Глеб. Спорт как танец В 2016 году МРГ вошла во Всероссийский реестр видов спорта. Уже сейчас в России сформировалось как минимум две школы: казанская и петрозаводская. Занятия проходят в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Челябинске, Новосибирске. Каждый год юные спортсмены соревнуются на региональном и всероссийском уровнях. Помимо чисто мужской ритмической гимнастики, уже существуют смешанные пары, где гимнастки и гимнасты выступают вместе: девушки выполняют женские элементы, а парни — мужские. В мужской ритмической гимнастике спортсменов оценивают не так, как в художественной. Вместо женского разделения на блоки «трудность» и «исполнение» здесь обращают внимание на композицию и исполнение. За каждый из блоков можно набрать максимум пять баллов. Под исполнением судьи понимают технику владения предметом, технику вольного упражнения, акробатическую технику, которой нет у девушек, ритмическое исполнение и виртуозность (исполнение без ошибок). В композицию входят уровень и число трудностей как с элементами вольного упражнения, так и с акробатическими элементами, разнообразие и музыка: гармония между ритмом, характером музыки и движений. К слову, последний пункт есть только у мужчин и не влияет на оценку гимнасток. Категории кандидата в мастера и мастера спорта в МРГ еще не разработаны. Удивить и победить «Правила, по которым нас оценивают, типа переведены с японских, но их так перевели, что в итоге еще и с “художки” взяли, — объясняет Глеб. — Дело в том, что в женской художественной гимнастике делается акцент на мастерство, это виртуозная работа предметом, за которую начисляются дополнительные баллы и десятые на соревнованиях. По сути так теперь и у нас. В японской школе акцент был не на это, а на полную композицию: на акробатику, на движения, стилизованные в общий образ бойца, воина». Уже два года Глеб учится в колледже культуры на хореографа: нарабатывает танцевальные навыки, чтобы уравнять их с акробатическими и гимнастическими. Спортсмен обещает себе, что, как только поставит достойную хореографию, попробует не только удивить японцев, как когда-то Буклов, но и победить их. А пока к каждым соревнованиям Глеб готовит хореографическую программу и каждый раз меняет ее прямо перед началом, чтобы быть по формату, чтобы тут, в России, не отставать. «Петрозаводская школа — старшая в России, и она отличается от другой, казанской, своей любовью к цельности и хореографии», — гордится Глеб. Правда, и среди земляков его конкуренты — всего пара человек. «Был период такой, когда у меня появился конкурент из Петрозаводска, помимо московских. На соревнованиях все время то он первое, то я первое занимал. Два года это продолжалось. Но тише едешь – дальше будешь. Я додержался до сих пор, он лет в десять ушел. Были конкуренты, но я их пережил, не обогнал пока что, а пережил». Главные соперники спортсмена — казанцы, которые тренируются в соответствии с действующими правилами. Всего в России меньше десятка ребят, которые занимаются мужской ритмической гимнастикой с момента появления этого вида спорта в России и до сих пор, отмечает Глеб. «Приходится на зубах все тащить» «Чем же петрозаводская школа отличается от японской? Японцы — такой гибкий народ, почти как наши девочки в гимнастике, — размышляет Игорь Галковский. — Сами движения у них легкие, плавные, у нас же все идет к мощному, крепкому русскому мужику, который раньше ходил с дубиной на медведя, но все это так же пластически обработано и смотрится красиво». Еще одно отличие петрозаводской школы — отсутствие удобного зала для тренировок. «Есть зал с помостом небольшой, там можно отработать акробатику, есть залы с высоким потолком, где можно проработать броски, но вместе все собирать негде, — объясняет Глеб. — Фишка в том, что приезжаешь на соревнования, делаешь прогон и с акробатикой, и с танцами, и с бросками и понимаешь, что ты не наработал той выносливости, чтобы тебя хватило хотя бы на два прогона. Приходится на зубах все тащить. У нас условия как для маленьких мальчиков, но мы выросли». Федерация спортивной гимнастики и местная спортивная школа не пускают спортсменов в новый построенный специализированный зал спортивной гимнастики в Петрозаводске, отмечает Наталья Галковская: «Он всегда занят. Других залов нет. Тренируемся в залах общеобразовательных школ. Завидуем по-хорошему казанским спортсменам. У них свои залы и все условия для развития спорта». Глеб уверен: если даже при таких условиях он и его товарищи могут занимать призовые места, значит, при других обстоятельствах все будет в несколько раз лучше. — Так что мы надеемся и ждём, — улыбается гимнаст.




полная версия страницы